СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Древние цивилизации
Рогатые пpяслица изготовлены из глины с пpимесью толченого гpанита, хоpошо обожжены и часто покpыты ангобом. С. С. Беpезанская сопоставляет их с шаpовидными бyлавами и считает их символом власти. Распpостpанены они и в восточной и в западной половине тшинецкой культуpы. Hа некотоpых \"пpяслицах\"-\"бyлавах\" есть пиктогpаммы. Загадочные пpедметы пpедставляют большой интеpес.
Погребальные обряды праславян были разнообразны. Наряду с захоронением (ингумацией) покойников в скорченном положении под плоскими курганными насыпями существовал идущий еще из позднего триполья обряд сожжения покойников. Кремация мертвых дожила до летописца Нестора и описана им так, что это можно было бы отнести и к тшинецким трупосожжениям: кости сожженного ссыпались в глиняную урну (\"сосуд мал\") и ставились, по Нестору, \"на столпе\", т. е. в небольшой деревянной домовине. В тшинецкой культуре домовины не прослежены, но порядок в бескурганных кладбищах свидетельствует о том, что какие-то сооружения над урнами с прахом были. Нестору незачем было углублятся в такую далекую старину для обрисовки древних славянских обычаев: пережитки этого исконного обряда существовали еще и в его время, в XI в. н. э. Тшинецкие материалы показывают, что традиция трупосожжения существовала у славян за 2500 лет до летописца Нестора.
Над прахом сожженных могли построить \"столп\", \"бдын\" или же насыпать невысокий плоский курган. Ингумация и кремация, насыпание кургана и захоронение без кургана - все это создавало известную пестроту в одновременных захоронениях. Географически предпочтение того или иного обряда выявляется плохо.
По всей вероятности, пестрота погребального обряда связана с тем, что праславяне как историческое единство формировались из разных племен, среди которых были и потомки трипольцев, и племена шнуровой керамики, и этнические элементы, связанные с культурой воронковидных кубков.
В погребальных сооружениях часто наблюдаются парные и коллективные погребения. По поводу парных погребений мужчины и женщины исследователями высказывалось предположение о насильственном ритуальном убийстве жены на могиле мужа. Через двадцать пять веков Ибн-Фадлан, повествуя об обряде похорон знатного руса, опишет все подробности мрачного, трагического ритуала убийства. Особняком стоит курган в Волице Новой, где одновременно похоронены 23 покойника. В большой трехметровой яме была захоронена четырехколесная телега, содержащая скелеты 23 человек; часть скелетов была анатомически неполной.
Очевидно, здесь захоронены люди, погибшие во время войны и привезенные на родину для погребения. Некоторые коллективные погребения В. Гензель расценивает как захоронения соплеменников вместе со своим умершим вождем. Это снова возвращает нас к проблеме \"съмердов\" - \"соумирающих\". По всей вероятности, это были члены племенной дружины, отроки, \"парни\", молодые люди, относившиеся к возрастному классу холостых воинов. Они сопровождали своего учителя и вождя в походах и битвах, они же (часть их) должны были сопровождать его и в загробном пути.
В энеолите нет никаких следов института \"соумирающих\"; он рождается на рубеже бронзового века, в условиях быстро развившихся новых социальных отношений внутри племен и резко обострившихся враждебных взаимоотношений между племенами.
Культура боевых топоров, культура подвижных и воинственных конных пастухов породила новое социальное явление, закреплявшее неизмеримо возросшую власть племенных вождей и воевод, - обычай насильственного ритуального убийства ближайших подчиненных вождя на его могиле и совместного с ним захоронения. Появление такого обычая делало \"смердов\" крайне заинтересованными в долгой жизни своего повелителя, обеспечивало их храбрость в бою и стремление защитить вождя от опасности. У праславян институт \"смердов\" существовал начиная с первых веков формирования праславянского единства. Возможно, что самый термин \"смерды\" появился позднее, в скифское время, когда явление это еще широко бытовало, а славяне заимствовали много иранских слов.
Праславяне верили в загробный мир и поэтому снабжали своих покойников необходимыми вещами: мужчин - кремневыми копьями, стрелами, ножами, а женщин - бронзовыми браслетами, фибулами, спиральными подвесками. Кроме урн с прахом, в могилы ставили и сосуды с пищей. В могилах встречаются кости быков, свиней, коней, собак и оленей. При погребении совершалась \"страва\" (поминки, неправильно называемые тризной). На поминках ели говядину и свинину.
Представляют интерес находимые в женских погребениях совместно с пряслицами для веретен небольшие кубики из песчаника. С. С. Березанская совершенно справедливо приписывает им ритуальное назначение. Возможно, что средневековые материалы позволят раскрыть более полна назначение загадочных кубиков.
На миниатюре Радзивилловской летописи, иллюстрирующей языческое жертвоприношение князя Владимира Святославича 12 июля 983 г., изображен процесс жеребьевки для отбора жертв: \"мече и жребьи на отрокы и на девици - на него же падет, того зарежем богом\".
Hosted by uCoz