Быт древних славян
Предисловие редактора
Гвидо фон Лист
и языческая традиция
Странно, что имя Гвидо фон Листа, столь широко известное на Западе, лишь теперь впер¬вые появляется на страницах книг и журнальных публикаций в России. Еще более странно, что даже в пределах весьма узкого круга русских специали¬стов в области древних волшебных искусств и — особенно—рунической магии лишь немногие зна¬комы с его рабо-тами, заслуженно считающимися классическими и переведенными почти на все ев-ропейские языки. Мне выпала честь быть первым редактором первого русского перевода одного из основных трудов фон Листа — «Тайны Рун», и я пользуюсь случаем, чтобы сказать несколько слов об этом выдающемся исследователе европейской мистико-магической традиции.
* * *
Как отмечают многие авторы, которым до¬велось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сейчас «легендой своего времени», известно так мало. Объяс-няют это по-разному. Д-р Стивен Е. Флауэрс, например, прямо говорит, что причина этого — в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел воз¬можность контролировать сведения, касающие¬ся обстоятельств его жизни и самой его личнос¬ти, и даже манипулировать ими...
Гвидо Карл Антон фон Лист родился 5 октяб¬ря 1848 года в Бене. Отказавшись от карь-еры коммерсанта, обеспеченной социальным положе¬нием родителей, он пробовал свои силы в драма¬тургии, в прозе, в необычном литературном жан¬ре, определяемом иногда как «мистическая журналистика». В конце семидесятых-восьмидесятых годов фон Лист познакомился с учением на¬биравшего силу теософского движения, с публи¬кациями по индийскому оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произведшими на него боль¬шое впечатление. Их идеи, вкупе с германскими мифологией и фольклором, «поднятыми на повер¬хность» волной немецкого неоромантизма, и ста¬ли, пожалуй, основными источниками вдохнове¬ния и творчества фон Листа. Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще оказывавшее тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы. И Вагнер, и Ницше воспринима¬лись тогда — на волне общественного интереса к мистике — настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, и были.
Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во мно¬гом повлиял на формирование мировоззрения бу¬дущих поколений немецких эзотериков. Так, не из¬бегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская по-литическая идеология, и формировавшиеся в Ев¬ропе националистические и ариософские теории. В свою очередь, работы самого фон Листа, став¬шие своего рода «классикой» исследований в обла¬сти арийской магии и мистики, широко использо¬вались практически всеми исследователями, шедшими вслед за Мастером, как его называли пос¬ледователи, — в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>