СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Словарь славянских богов
АВСЕНЬ (Овсень, Говсень, Усень, Баусень, Таусень) — божество, возжигающее солнечное колесо и дарующее свет миру (т.е. приводящее с собой утро дня или утро года (весну). Авсень открывает путь новому лету (новому году), несет из райских стран щедрые дары плодородия, и как определено божественным судом — так и распре¬деляет их между смертными: одним дает много, с избытком, а других лишает и самого необходимо¬го. В восточнославянской мифологии Авсень — персонаж, связанный с Новым годом или Рожде¬ством (старо-русское «оусинь», то есть «синева-тый» и «просинец» — название декабря и/или января). Имя Усень встречается уже в документах XVII века. БЕЛБОГ — хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Белбог и Чернобог — божества дневного света и тьмы, добра и зла. Оба божества участвуют в творческой деятельности природы: темное, как представитель помрачающих небо и замыкающих дожди облачных демонов, и светлое, как громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и просветляющий солнце. Пер¬воначально Белбог тождествен Святовиту, в даль¬нейшем с именем Белбога, по преимуществу, соче-тается понятие света-солнца. Древний ваятель сделал статую Белбога, изображавшую сурового мужчину с куском железа в правой руке. Славянам издревле был известен подобный (испытание железом) способ восстановления справедливости. Подозревае¬мому в каком-либо проступке давали в руки раскаленный кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредимой, признавали правым. БЕЛУН — божество, сочетающее в себе черты бога-солнца и бога-громовника. Как первый про¬гоняет ночь, так последний — темные тучи. Пред¬ставляется старцем с длинною белою бородою, в белой одежде и с посохом в руках; он является только днем и путников, заблудившихся в дрему¬чем лесу, выводит на настоящую дорогу; есть по-говорка: «темно в лесу без Белуна». Его почита¬ют подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун присутствует на нивах и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи, с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка рукою и просит утереть себе нос; когда тот исполнит его просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет. «За мо¬гильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый. С рассветом рано отправ¬лялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он все утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шел Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Толь¬ко вечером поздно приходил Белун в свою избуш¬ку» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ВЕСТА – богиня, хранительница домашнего очага. В ее храмах обучали девочек с 10 до 16 лет служительницы храма – весталки. После завершения обучения девушек называли «не вестами», что означало их готовность к взрослой жизни. ВОЛОС (Велес, Месяц) — один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, кото¬рый покрывает небо дождевыми тучами, или, вы¬ражаясь метафорически, заволакивает его облач¬ным руном, выгоняет на небесные пастбища об¬лачные стада. Первоначально один из эпитетов тучегонителя Перуна (громоносного Тура); впос¬ледствии же, при забвении его коренного значения, оно обособилось и принято за собственное имя от¬дельного божества. В качестве «скотьяго бога» (Лаврентьевская летопись) Волос заведовал небес¬ными, мифическими стадами, был их владыкою и пастырем, но потом, с утратою народом сознатель¬ного отношения к своим старинным представлени¬ям, ему приписано было покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Ради той зависимости, в какой находятся земные урожаи от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч. Волосу, наряду с характером пастушеским, придано значение бога, помогающего тру¬дам земледельца. Существовал обычай оставлять на сжатом поле «жменю колосьев Волосу на бо¬родку». Травы, цветы, кусты, деревья называли «волосами земли». С древнейших времен скот счи¬тался основным богатством племени, семьи.
Hosted by uCoz