Словарь
Словарь славянских богов
АВСЕНЬ (Овсень, Говсень, Усень, Баусень, Таусень) — божество, возжигающее солнечное колесо и дарующее свет миру (т.е. приводящее с собой утро дня или утро года (весну). Авсень открывает путь новому лету (новому году), несет из райских стран щедрые дары плодородия, и как определено божественным судом — так и распре¬деляет их между смертными: одним дает много, с избытком, а других лишает и самого необходимо¬го. В восточнославянской мифологии Авсень — персонаж, связанный с Новым годом или Рожде¬ством (старо-русское «оусинь», то есть «синева-тый» и «просинец» — название декабря и/или января). Имя Усень встречается уже в документах XVII века. БЕЛБОГ — хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Белбог и Чернобог — божества дневного света и тьмы, добра и зла. Оба божества участвуют в творческой деятельности природы: темное, как представитель помрачающих небо и замыкающих дожди облачных демонов, и светлое, как громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и просветляющий солнце. Пер¬воначально Белбог тождествен Святовиту, в даль¬нейшем с именем Белбога, по преимуществу, соче-тается понятие света-солнца. Древний ваятель сделал статую Белбога, изображавшую сурового мужчину с куском железа в правой руке. Славянам издревле был известен подобный (испытание железом) способ восстановления справедливости. Подозревае¬мому в каком-либо проступке давали в руки раскаленный кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредимой, признавали правым. БЕЛУН — божество, сочетающее в себе черты бога-солнца и бога-громовника. Как первый про¬гоняет ночь, так последний — темные тучи. Пред¬ставляется старцем с длинною белою бородою, в белой одежде и с посохом в руках; он является только днем и путников, заблудившихся в дрему¬чем лесу, выводит на настоящую дорогу; есть по-говорка: «темно в лесу без Белуна». Его почита¬ют подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун присутствует на нивах и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи, с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка рукою и просит утереть себе нос; когда тот исполнит его просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет. «За мо¬гильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый. С рассветом рано отправ¬лялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он все утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шел Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Толь¬ко вечером поздно приходил Белун в свою избуш¬ку» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ВЕСТА – богиня, хранительница домашнего очага. В ее храмах обучали девочек с 10 до 16 лет служительницы храма – весталки. После завершения обучения девушек называли «не вестами», что означало их готовность к взрослой жизни. ВОЛОС (Велес, Месяц) — один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, кото¬рый покрывает небо дождевыми тучами, или, вы¬ражаясь метафорически, заволакивает его облач¬ным руном, выгоняет на небесные пастбища об¬лачные стада. Первоначально один из эпитетов тучегонителя Перуна (громоносного Тура); впос¬ледствии же, при забвении его коренного значения, оно обособилось и принято за собственное имя от¬дельного божества. В качестве «скотьяго бога» (Лаврентьевская летопись) Волос заведовал небес¬ными, мифическими стадами, был их владыкою и пастырем, но потом, с утратою народом сознатель¬ного отношения к своим старинным представлени¬ям, ему приписано было покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Ради той зависимости, в какой находятся земные урожаи от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч. Волосу, наряду с характером пастушеским, придано значение бога, помогающего тру¬дам земледельца. Существовал обычай оставлять на сжатом поле «жменю колосьев Волосу на бо¬родку». Травы, цветы, кусты, деревья называли «волосами земли». С древнейших времен скот счи¬тался основным богатством племени, семьи.
АВСЕНЬ (Овсень, Говсень, Усень, Баусень, Таусень) — божество, возжигающее солнечное колесо и дарующее свет миру (т.е. приводящее с собой утро дня или утро года (весну). Авсень открывает путь новому лету (новому году), несет из райских стран щедрые дары плодородия, и как определено божественным судом — так и распре¬деляет их между смертными: одним дает много, с избытком, а других лишает и самого необходимо¬го. В восточнославянской мифологии Авсень — персонаж, связанный с Новым годом или Рожде¬ством (старо-русское «оусинь», то есть «синева-тый» и «просинец» — название декабря и/или января). Имя Усень встречается уже в документах XVII века. БЕЛБОГ — хранитель и податель добра, удачи, справедливости, счастья. Белбог и Чернобог — божества дневного света и тьмы, добра и зла. Оба божества участвуют в творческой деятельности природы: темное, как представитель помрачающих небо и замыкающих дожди облачных демонов, и светлое, как громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и просветляющий солнце. Пер¬воначально Белбог тождествен Святовиту, в даль¬нейшем с именем Белбога, по преимуществу, соче-тается понятие света-солнца. Древний ваятель сделал статую Белбога, изображавшую сурового мужчину с куском железа в правой руке. Славянам издревле был известен подобный (испытание железом) способ восстановления справедливости. Подозревае¬мому в каком-либо проступке давали в руки раскаленный кусок железа и велели с ним пройти шагов десять. И того, чья рука оставалась невредимой, признавали правым. БЕЛУН — божество, сочетающее в себе черты бога-солнца и бога-громовника. Как первый про¬гоняет ночь, так последний — темные тучи. Пред¬ставляется старцем с длинною белою бородою, в белой одежде и с посохом в руках; он является только днем и путников, заблудившихся в дрему¬чем лесу, выводит на настоящую дорогу; есть по-говорка: «темно в лесу без Белуна». Его почита¬ют подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун присутствует на нивах и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи, с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка рукою и просит утереть себе нос; когда тот исполнит его просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет. «За мо¬гильною горою стоит белая избушка Белуна. Белун — старик добрый. С рассветом рано отправ¬лялся Белун в поле. Высокий, весь белый, ходил он все утро по росистой меже, охранял каждый колос. В полдень шел Белун на пчельник, а когда спадала жара, опять возвращался на поле. Толь¬ко вечером поздно приходил Белун в свою избуш¬ку» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ВЕСТА – богиня, хранительница домашнего очага. В ее храмах обучали девочек с 10 до 16 лет служительницы храма – весталки. После завершения обучения девушек называли «не вестами», что означало их готовность к взрослой жизни. ВОЛОС (Велес, Месяц) — один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, кото¬рый покрывает небо дождевыми тучами, или, вы¬ражаясь метафорически, заволакивает его облач¬ным руном, выгоняет на небесные пастбища об¬лачные стада. Первоначально один из эпитетов тучегонителя Перуна (громоносного Тура); впос¬ледствии же, при забвении его коренного значения, оно обособилось и принято за собственное имя от¬дельного божества. В качестве «скотьяго бога» (Лаврентьевская летопись) Волос заведовал небес¬ными, мифическими стадами, был их владыкою и пастырем, но потом, с утратою народом сознатель¬ного отношения к своим старинным представлени¬ям, ему приписано было покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Ради той зависимости, в какой находятся земные урожаи от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч. Волосу, наряду с характером пастушеским, придано значение бога, помогающего тру¬дам земледельца. Существовал обычай оставлять на сжатом поле «жменю колосьев Волосу на бо¬родку». Травы, цветы, кусты, деревья называли «волосами земли». С древнейших времен скот счи¬тался основным богатством племени, семьи.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Вперед >>