СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
ТАРТАР — подземная пропасть в христианской мифологии, никогда не ос¬вещаемая и несогреваемая солнцем, куда будут по¬сланы души грешников: «а се есть тартар — зима несогреема и мраз лют». ТМУТОРОКАНЬ — древнерусский город на берегу Черного моря в районе нынешней Тамани; входил в состав Черниговского княжения. Тмуторокань играла выдающуюся роль в русской истории Х-Х1 вв., но в конце XI в. была отрезана от остальных русских княжеств. принявших христианство, движением степных языческих народов. ТРИЗНА — день, установленный в память умер¬шего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся «тризна», напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное число «три»). В их составе было три вида единоборства (бег, кулачный бой и плавание) и завершалось «потешным боем» трех конных групп молодежи с пиками, на которую одевали мягкий наконечник. В христианский период этот обряд был отменен, а затем незаслуженно ругаем (« ...и справил кровавую тризну...»), как и многие иные обряды и обычаи. Затем была страва — поминки (которые иногда неправильно называют «тризна»). Корень «три» связан с отрицанием неблагоприятного признака — «нечета» как сим¬вола несчастья, именно поэтому он часто встреча¬ется в заклинаниях. Так, например, в плаче Ярос¬лавны есть обращение: «Светлое и тресветлое солнце!» ХВАНГУР — одна из Рипейских гор Ирия, упо¬минается в стихе о Голубиной (Глубинной) книге. ХОРИВ (Горовато) — брат Кия, прародитель племени хорват. ЧЕРТОПОЛОХ (дедовник, бодяк, волчец, иголчатка, колючка) — разные виды цепкого репейни¬ка. По народным рассказам, чертополох прогоняет колдунов и чертей, оберегает домашний скот, вра¬чует болезни и унимает девичью зазнобу; ружье, окуренное травой колкою, стреляет так метко, что ни одна птица не ускользнет, и ни один кудесник не в состоянии заговорить его. ЧУДЬ — в северно-русских преданиях древний народ, населявший север Восточной Европы (Чюдьская земля, Чудьское озеро) до времени русской колонизации христианами. Чудь изображается как дикий народ («белоглазые племена»), жив¬ший грабежом, иногда как великаны (на месте битв с чудью находят огромные кости) и людоеды, что не ново для христианской идеологии. В одной из былин «белоглазая чудь» осаждает Иеру¬салим при царе Соломоне. Скрываясь от преследования, чудь живет в ямах в лесу (исчезает в ямах), прячет там свои сокровища (клады), кото¬рые невозможно добыть, т.к. они «закляты» чу-дью. Земляные бугры и курганы называются «чудьскими могилами». Из этого следует, что чудь – народ, живший до христианизации. Видимо, чтобы не остаться в долгу перед иноверцами за свое прозвище, родили ответное – «чудо-иуда», искаженное в «чудо-юдо». ЩЕК (Чех, Пащек) — брат Кия и Хорива, сын Орея, прародитель чехов. ЮРОВА СОБАКА — в Малороссии так назы¬вают волка. Любопытны славянские предания о волчьем пастыре. На Руси христианской таковым считается Егорий Храбрый (позже - Георгий Победоносец), унаследовавший функции древнего громовника, а в Малороссии — это св. Юрий, про которого говорят, что он «звиря пасе». ЯВЬ — светлая сила, управляющая миром, одно-временно — сам этот светлый (явный) мир, «белый свет», место обитания людей. Находится между миром Прави и Нави. ЯСУНЬ — понятие противоположное «дасуни». В зависимости от контекста может означать Ирий, Небо, небесных богов, славян-ариев. ЯРИЛИНА ПЛЕШЬ (Лысая гора, Воробьевы, Девичьи, Девины горы) — ритуальный холм, поляна без леса. Ярилина плешь расположена возле Переславля Залесского, Лысая гора — близ Саратова и в других областях. Славяне приходили на ритуаль¬ные холмы или на поляны у рек, жгли костры, пели, водили хороводы, ручейки. Прыжки через костры были одновременно испытанием ловкости и судьбы: высокий прыжок символизировал удачу в замыслах. С шутками, притворными плачами и песнями сжигали соломенные кук¬лы Ярилы, Купалы, Кострубоньки или Костромы.
Hosted by uCoz