СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Ящер часто встречается в народных пес¬нях, иногда, утратив древний смысл символики, в этих песнях его называют Яша.
Словарь женских волшебных персонажей
БЕЛАЯ ЗМЕЯ — олицетворение летнего, бело-снежного, т.е. озаренного солнечными лучами, об¬лака, и потому в преданиях стоит в близкой связи с другим олицетворением дождевого облака — белою женою: и та, и другая стерегут живую воду; и белые жены нередко принимают на себя змеи¬ный образ. Вкусить мясо белой змеи — то же, что испить воды мудрости и услышать вещие глаголы грозовых птиц и животных. БЕЛЫЕ ЖЕНЫ И ДЕВЫ — прекрасные ним¬фы вод (т.е. дождевых источников); являясь в лет¬нюю пору в легких, белоснежных облачных тка¬нях, озаренных яркими лучами солнца, в зимние месяцы они одеваются в черные, траурные покро¬вы и подвергаются злому очарованию. Они осуж¬дены пребывать в заколдованных (захваченных нечистою силою) или подземных замках, в недрах гор и в глубоких источниках, оберегают сокрытые там клады — несчетные богатства в золоте и дра¬гоценных каменьях, и нетерпеливо ждут своего из¬бавителя. На избавителя накладывается тяжелое испытание: он должен держать деву за руку и хра¬нить строгое молчание, не устрашаясь дьявольских видений; поцелуем своим он уничтожает влияние колдовства. В известные дни года жены и девы эти показываются невдалеке от своих жилищ очам смертных, преимущественно невинным детям и бед¬ным пастухам, показываются они обыкновенно вес¬ною, когда цветут майские цветы, в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже наступившем пробуждении природы от зимнего сна. БЕРЕГИНЯ (баба-гормнинка, баба-алатырка, врегина, перегиня) — облачная дева. Древнейшее значение слова «брег» — «гора», а потому назва¬ние «берегиня» могло употребляться в смысле горыни (горный дух), и вместе с тем служит для обозначения водяных дев, блуждающих по берегам рек и потоков (старославянское «прегыня» — «холм, поросший лесом», но вероятно смешение со словом оберег»; слово «врегина» известно в лу¬жицком языке как название злого духа). Паисьевский сборник и рукописи новгородского Софийс¬кого собора упоминают о требах, поставляемых рекам, источникам и берегиням. Берегини охраня¬ли человека — дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они получили собственные или собствен¬ные групповые имена (русалки, домовые и т.п.). БОЛОТНИЦА (омутница, лопатница) — водя¬ная дева. В зависимости от того, где живут водя¬ные девы, они получают соответствующие назва¬ния. Водяную деву, живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов — омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками. БРОДНИЦЫ — относятся к берегиням, охра¬няющим броды. Это водяные девы, предпочитаю¬щие селиться в тихих заводях. По преданиям, они мирно сосуществуют с бобрами. Бродницы строят из хвороста броды и содержат их в полном поряд¬ке. Если врага почуют, незаметно разрушат брод, запутают и заведут в омут. «...И водяные Бродни¬цы, плавая тихо, волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навое из темных мо¬гил» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ВАЛЬКИРИИ – божественные девы, сопровождающие души погибших в бою воинов в чертог Создателя, где собирается воинство для Последней битвы со Злом. ВЕЩИЕ ЛЕБЕДИНЫЕ ДЕВЫ — водяные девы, их можно узнать по мокрым краям платья и передника. Лебединые девы, по первоначальному своему значению — олицетворения весенних, дож¬девых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю, лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательни¬цами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Они состоят под началом у дедушки-водяного. Лебеди¬ным девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные зада¬чи и заставляют подчиняться себе самую природу. Птица лебедь — одно из древнейших олицетворе¬нии белого летнего облака. Вещие девы часто являются на водах белыми лебедушками: присвоен¬ное им предвиденье есть дар бессмертного напитка, которым они обладают; пляска, музыка и пение (метафоры крутящихся вихрей и завывающей бури) составляют любимые занятия, утеху и веселье всех водяных духов; волнения рек и водовороты народ объясняет себе как последствие их танцев.
Hosted by uCoz