СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Гоголь. «Сорочинская ярмарка»). ПЕРЕЛЕТ-ТРАВА — одно из названий Перунова цвета; оно придано ему ради той неуловимой быстроты, с которою ударяет молния. Цвет ее си¬яет радужными красками, и ночью в полете своем он кажется падучей звездочкой. Счастлив, кто су¬меет добыть этот прекрасный цветок: все желания его будут немедленно исполнены. ПЕСИГОЛОВЦЫ (песьи головы) — исполины с человеческими телами и собачьими головами. Часто эти одноглазые чудовища встречаются в славянских сказках и легендах христианского периода. Можно предположить, что воины некоторых славянских и прибалтийских племен во время сражений надевали волчьи и собачьи шку¬ры с головами поверх шлемов, для устрашения своих врагов. Оттого и неприятелей-кочевников на Руси назы¬вали песиголовцами. «На лугу, на лужайке схо¬дились в хороводы Ведьмины детки — куцые курочки в острых хохолках. И, сцепившись но¬гами-руками, покатились клубком, как гаденыши, за Окаяшкой косматым одноглазые Песьи головы» (А.М. Ремизов). ПЛАКУН-ТРАВА — весною, когда золотой ключ-молния отопрет замкнутое небо, появляются росы и дожди; Перунов цвет как низводитель этих дождей-слез получил название плакун-травы. До¬бывается она в Иванов день на ранней утренней заре; корень и цвет ее обладают великою силою: они смиряют нечистых духов, делают их послушными воле человека, уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от дьявольского искушения и всяких недугов. Плакун открывает клады и зас¬тавляет демонов плакать, т.е. заставляет тучи про¬ливать дождь. ПОЛАЗНИК (положайник, палезник) — пер¬вый гость, который войдет в избу на Рождествен¬ский праздник, называется положайником; ему при¬писывают и все радости, и все беды, какие выпадают на долю хозяев и их семьи в течение целого года. Этот гость является таинственным представителем самого божества. Всякий хозяин заранее выбирает в положайники такого знакомо¬го, о котором думает, что он наверняка принесет ему счастье. ПОЛУЧЕЛОВЕКИ (оплетай, половайники) — баснословные люди об одном глазе, одной руке и одной ноге, которые, чтобы двинуться с места, принуждены складываться по двое, и тогда бегают с изумительной быстротою; они плодятся, по рус¬скому поверью, не вследствие нарождения, а выде¬лывая себе подобных из железа. Дым и смрад, исходящие из их кузниц, разносят по белому свету повальные болезни: мор, оспу, лихорадки и пр. В Томской губернии они назывались оплетаями, у хорутан — половайниками; происхождение половайников приписывается дьяволу. Ясно, что они родственны одноглазым кузнецам-циклопам. ПОПЕЛЬ — мифическая личность, происшедшая от древесного обрубка; по польским и чешским пре¬даниям — родоначальник славянского племени. В женском олицетворении Пепелюга. ПРАВДА — олицетворение всех светлых сил, противница Кривды. «Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой или прав¬дой? Кривда говорила: лучше жить кривдою, А Правда утверждала: лучше жить правдою. Спо¬рили, спорили, никто не переспорит.» (А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки). ПРАВЬ — верхний небесный уровень в славянском миропонимании трехуровнего устройства мира Правь-Явь-Навь, одно из основных понятий славянс¬кой философии. Понимается как всеобщий закон, установленный Дажьбогом. Согласно этому спра¬ведливому закону существует мир. ПРЕМЫСЛ — чешские легенды рассказывают о пахаре Премысле: призванный на княжение, он покинул плуг, а два пегих быка его поднялись в воздух и скрылись в расщелине скалы, которая тотчас же сомкнулась. РА — река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра-реку, отделяющую Явь от небесного царства. Сюда же относится понятие «речение» - движение в едином информационном пространстве, реке жизни. Соответственно, «отречение» - изгнание из речения. РАЗРЫВ-ТРАВА (спрыг-трава, прыгун или скакун-трава, расковник) — листы ее имеют фор¬му крестиков, а цвет подобен огню. Отыскивается в ночь на Ивана Купалу, но где она растет — никому неведомо; достать ее весьма трудно, и со¬пряжено с большою опасностью, потому что вся-кого, кто найдет ее, черти стараются лишить жиз¬ни.
Hosted by uCoz