Словарь
(«Чур меня!»). Чур освящает право собственности («Чур мое!»). Он же определяет количество и качество необхо¬димой работы («Через чур!»). Чурка — деревян¬ное изображение Чура. Чур — древнее мифичес¬кое существо. Чур — одно из древнейших названий, какое давалось домовому (пенату), т.е. пылающему на очаге огню, охранителю родового достояния. Белорусы рассказывают, что у каждого хозяина есть свой Чур — бог, оберегающий границы его поземельных владений; на межах своих участков они насыпают земляные бугры, огораживая их ча-стоколом, и такого бугра никто не посмеет раз¬рыть из опасения разгневать божество.
ЮТРАБОГ — по одним источникам одно из прозваний Белбога, по мнению Френцеля, Ютрабог соответствует Авроре или является ее мужской ипостасью — он производит имя этого бога от слова «утро».
ЯЖЕ — в польских записях XV в. есть упомина¬ние о трех божествах: Ладе, Лели и Яже. Сочета¬ние этих трех божеств не лишено логической свя¬зи, все они в силу приписываемых им функций связаны с возрастанием солнечного тепла, с сезо¬ном сева и созревания: Лада и Леля олицетворяли весенне-летнее процветание природы, а Яже — ту хтоническую силу, без участия которой солнце не могло подняться над горизонтом. ЯРИЛО (Яр, Яровит, Руевит) — бог весенних гроз, или само солнце от весеннего до летнего солнцестояния; олицетворяет собою весеннюю оплодотворяющую силу. Он совмещает в себе понятия: весеннего света и теплоты; юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы; любовной стра¬сти, похотливости и плодородия — понятия, не¬разлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений и зачина предстоящего урожая. Корень слова «яр» связывался с мужской силой, мужским семенем. В «Слове о полку Игореве» эпитеты яр, буй, тур приставлены к именам самых храбрых князей. Его представляют моло¬дым, красивым, разъезжающим по небу на белом коне и в белой мантии; на голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке держит он горсть ржаных колосьев, ноги босые. Весной справ¬ляли «ярилки», которые заканчивались похорона¬ми Ярилы. В увещании воронежцам Тихон писал: «Из всех обстоятельств праздника сего видно. что древний некакий был идол называемый име¬нем Ярило, который в сих странах за бога почи¬таем был... А иные праздник сей... называют игрищем»; далее сообщается, что люди ожидают этот праздник как годовое торжество, одеваются в лучшее платье и предаются бесчинству. Яриле при¬надлежит особая роль в сельскохозяйственной об-рядности, особенно весенней. Где Ярило пройдет — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. «Волочился Ярило по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито коп¬ною, а куда он взглянет, там колос зацветает» (народная песня). «Свет и сила. Бог Ярило. Крас¬ное Солнце наше! Нет тебя в мире краше» (А.Н. Островский. «Снегурочка»). ЯРОВИТ (Геровит) — громовник, поражающий демонов. Как небесный воитель Яровит представ¬лялся с бранным щитом, но вместе с тем он был и творец всякого плодородия. Щит Яровита с золо¬тыми бляхами на стене святилища в Вольгасте нельзя было сдвигать с места в мирное время; в дни войны щит несли перед войском. Культовый центр Яровита во время праздника в его честь был окружен знаменами. Яровиту был посвящен также весенний праздник плодородия; от лица Яровита жрец, по свидетельству жизнеописания св. Отго¬на, произносил следующие слова при священном обряде: «Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и леса листьями: в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и все, что служит на пользу человека. Все это дарую я чтущим меня и отнимаю у тех, которые от¬вращают от меня». ЯСМЕНЬ (Ясонь, Хасонь, Ессе)— бог света. Этого бога знали чехи. У них это имя означало «яркий», «красный». Польский историк Длугош называет его Ессе, связывая его с Юпитером. ЯССА — божество полянских славян и гертов. Ясса, Поревит и Гров, три божества, которые вхо¬дят в состав славянского многобожия, но отличи¬тельные свойства и принадлежности которых, рав¬но как и образ служения им, трудно описать за недостатком письменных источников или изустных преданий.
Словарь славянских духов и нежити
АНЧУТКА — злой дух, в более позднее время — одно из русских названии чертенят.
ЮТРАБОГ — по одним источникам одно из прозваний Белбога, по мнению Френцеля, Ютрабог соответствует Авроре или является ее мужской ипостасью — он производит имя этого бога от слова «утро».
ЯЖЕ — в польских записях XV в. есть упомина¬ние о трех божествах: Ладе, Лели и Яже. Сочета¬ние этих трех божеств не лишено логической свя¬зи, все они в силу приписываемых им функций связаны с возрастанием солнечного тепла, с сезо¬ном сева и созревания: Лада и Леля олицетворяли весенне-летнее процветание природы, а Яже — ту хтоническую силу, без участия которой солнце не могло подняться над горизонтом. ЯРИЛО (Яр, Яровит, Руевит) — бог весенних гроз, или само солнце от весеннего до летнего солнцестояния; олицетворяет собою весеннюю оплодотворяющую силу. Он совмещает в себе понятия: весеннего света и теплоты; юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы; любовной стра¬сти, похотливости и плодородия — понятия, не¬разлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений и зачина предстоящего урожая. Корень слова «яр» связывался с мужской силой, мужским семенем. В «Слове о полку Игореве» эпитеты яр, буй, тур приставлены к именам самых храбрых князей. Его представляют моло¬дым, красивым, разъезжающим по небу на белом коне и в белой мантии; на голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке держит он горсть ржаных колосьев, ноги босые. Весной справ¬ляли «ярилки», которые заканчивались похорона¬ми Ярилы. В увещании воронежцам Тихон писал: «Из всех обстоятельств праздника сего видно. что древний некакий был идол называемый име¬нем Ярило, который в сих странах за бога почи¬таем был... А иные праздник сей... называют игрищем»; далее сообщается, что люди ожидают этот праздник как годовое торжество, одеваются в лучшее платье и предаются бесчинству. Яриле при¬надлежит особая роль в сельскохозяйственной об-рядности, особенно весенней. Где Ярило пройдет — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. «Волочился Ярило по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито коп¬ною, а куда он взглянет, там колос зацветает» (народная песня). «Свет и сила. Бог Ярило. Крас¬ное Солнце наше! Нет тебя в мире краше» (А.Н. Островский. «Снегурочка»). ЯРОВИТ (Геровит) — громовник, поражающий демонов. Как небесный воитель Яровит представ¬лялся с бранным щитом, но вместе с тем он был и творец всякого плодородия. Щит Яровита с золо¬тыми бляхами на стене святилища в Вольгасте нельзя было сдвигать с места в мирное время; в дни войны щит несли перед войском. Культовый центр Яровита во время праздника в его честь был окружен знаменами. Яровиту был посвящен также весенний праздник плодородия; от лица Яровита жрец, по свидетельству жизнеописания св. Отго¬на, произносил следующие слова при священном обряде: «Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и леса листьями: в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и все, что служит на пользу человека. Все это дарую я чтущим меня и отнимаю у тех, которые от¬вращают от меня». ЯСМЕНЬ (Ясонь, Хасонь, Ессе)— бог света. Этого бога знали чехи. У них это имя означало «яркий», «красный». Польский историк Длугош называет его Ессе, связывая его с Юпитером. ЯССА — божество полянских славян и гертов. Ясса, Поревит и Гров, три божества, которые вхо¬дят в состав славянского многобожия, но отличи¬тельные свойства и принадлежности которых, рав¬но как и образ служения им, трудно описать за недостатком письменных источников или изустных преданий.
Словарь славянских духов и нежити
АНЧУТКА — злой дух, в более позднее время — одно из русских названии чертенят.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Вперед >>