СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
(«Чур меня!»). Чур освящает право собственности («Чур мое!»). Он же определяет количество и качество необхо¬димой работы («Через чур!»). Чурка — деревян¬ное изображение Чура. Чур — древнее мифичес¬кое существо. Чур — одно из древнейших названий, какое давалось домовому (пенату), т.е. пылающему на очаге огню, охранителю родового достояния. Белорусы рассказывают, что у каждого хозяина есть свой Чур — бог, оберегающий границы его поземельных владений; на межах своих участков они насыпают земляные бугры, огораживая их ча-стоколом, и такого бугра никто не посмеет раз¬рыть из опасения разгневать божество.
ЮТРАБОГ — по одним источникам одно из прозваний Белбога, по мнению Френцеля, Ютрабог соответствует Авроре или является ее мужской ипостасью — он производит имя этого бога от слова «утро».
ЯЖЕ — в польских записях XV в. есть упомина¬ние о трех божествах: Ладе, Лели и Яже. Сочета¬ние этих трех божеств не лишено логической свя¬зи, все они в силу приписываемых им функций связаны с возрастанием солнечного тепла, с сезо¬ном сева и созревания: Лада и Леля олицетворяли весенне-летнее процветание природы, а Яже — ту хтоническую силу, без участия которой солнце не могло подняться над горизонтом. ЯРИЛО (Яр, Яровит, Руевит) — бог весенних гроз, или само солнце от весеннего до летнего солнцестояния; олицетворяет собою весеннюю оплодотворяющую силу. Он совмещает в себе понятия: весеннего света и теплоты; юной, стремительной, до неистовства возбужденной силы; любовной стра¬сти, похотливости и плодородия — понятия, не¬разлучные с представлениями весны и ее грозовых явлений и зачина предстоящего урожая. Корень слова «яр» связывался с мужской силой, мужским семенем. В «Слове о полку Игореве» эпитеты яр, буй, тур приставлены к именам самых храбрых князей. Его представляют моло¬дым, красивым, разъезжающим по небу на белом коне и в белой мантии; на голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке держит он горсть ржаных колосьев, ноги босые. Весной справ¬ляли «ярилки», которые заканчивались похорона¬ми Ярилы. В увещании воронежцам Тихон писал: «Из всех обстоятельств праздника сего видно. что древний некакий был идол называемый име¬нем Ярило, который в сих странах за бога почи¬таем был... А иные праздник сей... называют игрищем»; далее сообщается, что люди ожидают этот праздник как годовое торжество, одеваются в лучшее платье и предаются бесчинству. Яриле при¬надлежит особая роль в сельскохозяйственной об-рядности, особенно весенней. Где Ярило пройдет — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. «Волочился Ярило по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито коп¬ною, а куда он взглянет, там колос зацветает» (народная песня). «Свет и сила. Бог Ярило. Крас¬ное Солнце наше! Нет тебя в мире краше» (А.Н. Островский. «Снегурочка»). ЯРОВИТ (Геровит) — громовник, поражающий демонов. Как небесный воитель Яровит представ¬лялся с бранным щитом, но вместе с тем он был и творец всякого плодородия. Щит Яровита с золо¬тыми бляхами на стене святилища в Вольгасте нельзя было сдвигать с места в мирное время; в дни войны щит несли перед войском. Культовый центр Яровита во время праздника в его честь был окружен знаменами. Яровиту был посвящен также весенний праздник плодородия; от лица Яровита жрец, по свидетельству жизнеописания св. Отго¬на, произносил следующие слова при священном обряде: «Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и леса листьями: в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и все, что служит на пользу человека. Все это дарую я чтущим меня и отнимаю у тех, которые от¬вращают от меня». ЯСМЕНЬ (Ясонь, Хасонь, Ессе)— бог света. Этого бога знали чехи. У них это имя означало «яркий», «красный». Польский историк Длугош называет его Ессе, связывая его с Юпитером. ЯССА — божество полянских славян и гертов. Ясса, Поревит и Гров, три божества, которые вхо¬дят в состав славянского многобожия, но отличи¬тельные свойства и принадлежности которых, рав¬но как и образ служения им, трудно описать за недостатком письменных источников или изустных преданий.
Словарь славянских духов и нежити
АНЧУТКА — злой дух, в более позднее время — одно из русских названии чертенят.
Hosted by uCoz