СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Накопит Вий силы, примется снова за дело» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ВОДЯНОЙ (водяник, водовик, болотяник) — водяной, злобный дух, а потому всеми и повсюду причисляется к настоящим чертям. Народ пред¬ставляет водяного голым стариком, с большим одут¬ловатым брюхом и опухшим лицом, что вполне соответствует его стихийному характеру. Вместе с этим, как все облачные духи, он — горький пья¬ница (несомненно, что это качество было придано с приходом христианских «просветителей», принесших с собой винопитие и употребление крепких спиртных напитков). Водовики почти всегда женаты и имеют помногу детей; женятся они на водяных девах, утоп¬ленницах и тех несчастных девушках, которые были прокляты родителями и вследствие этого прокля¬тия уведены нечистою силою в подводные селения. Недоброжелательство водяного к людям выража¬ется в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит на безвозвратное жилье всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую пол¬ночь. Под водой он обращает свою добычу в ка-бальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д. Никогда не уми¬рая, водяные, тем не менее, на переменах луны изменяются: на молодике они и сами молоды, на ущербе превращаются в стариков. На юге пред¬ставляются с человеческим туловищем, но с рыбь¬им хвостом вместо ног; водяные северных холод¬ных лесов — чумазые и рогатые. Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедуш¬кой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. В том случае, когда водяной живет в болотах, его называют так¬же Болотняник. ВОЛЧИЙ ПАСТЫРЬ — владыка бурных гроз, которому подвластны небесные волки-пожиратели солнца, следующие за ним большими стаями и в дикой охоте заменяю¬щие собою гончих псов. По преданиям, волчий пастырь выезжает верхом на волке, имея в руках длинный бич, или шествует впереди многочислен¬ной стаи волков и усмиряет их дубинкою. Он то показывается в виде старого деда, то сам превра¬щается в волка, рыщет по лесам хищным зверем и нападает на деревенские стада. Этот оборотень, останавливаясь под тенистым деревом, превраща¬ется из зверя в старца, собирает вокруг себя вол-ков, кормит их и каждому назначает его добычу: одному волку приказывает зарезать корову, друго¬му заесть овцу, свинью или жеребенка, третьему растерзать человека. Кого назначит он в жертву волку, тот, несмотря на все предосторожности, уже не избегнет своей судьбы. ВОРОГУША (ворогуха, ворожея) — одна из сестер-лихорадок, она садится в виде белого ноч¬ного мотылька на губы сонного и приносит ему болезнь. В Орловской губернии больного купают в отваре липового цвета. Снятую с него рубаху боль¬ной должен ранним утром отнести к речке, бро¬сить ее в воду и промолвить: «Матушка-ворогуша! на тебе рубашку, а ты от меня откачнись прочь!» Затем больной возвра¬щается домой молча, не оглядываясь. «Вышла из бора старая Ворогуша, пошла с костылем по полю» (А.М. Ремизов. «Сказки»). ВРИТРА — демон, похищающий на зиму дож¬девые облака. ВЫТАРАШКА — олицетворение любовной стра¬сти, лишающей человека рассудка: ее ничем не возьмешь и в черную печь не угонишь, как выра¬жается один заговор на присуху. «И восхикала лебедью алая Вытарашка, раскинула крылья эарей, — не угнать ее в черную печь,— знобит неугасимую горячую кровь, ретивое сердце, ис-томленное купальским огнем» (А.М. Ремизов. «Сказки»). ГАРЦУКИ — в Белоруссии это духи, обитаю¬щие в горах, которые своим полетом производят ветры и непогоду. С виду похожи на маленьких детей; когда они, играя, устремляются взапуски, то от быстрого их бега подымается вихрь и начинает крутить песок, а когда несутся по воздуху, то по¬лет их производит бурю и непогоду. ДВОЕДУШНИК — существо, способное вме¬щать в себя две души — человеческую и демони¬ческую. Число «два» у славян, в отличие от чисел «один» и «три», обладало сверхъестественной си¬лой.
Hosted by uCoz