Словарь
Видимо, одно из имен бога Хорса – солнца после летнего солнцестояния, когда можно собирать лечебные травы и готовить лечебные напитки (сурью). «Мы молили Белеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи, чтобы Сурья взошла над нами врашать вечные золотые колеса. Ибо она и есть наше Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик очагов в наших домах» (Велесова книга).
СЫРА-ЗЕМЛЯ МАТЬ — богиня земли или сама Земля, плодородящая мать, супруга Неба. Летнее Небо об¬нимает Землю, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод. Не согретая весенним теплом, ненапоенная дождями, она не в силах ничего произвести. В зим¬нюю пору она каменеет от стужи и делается не¬плодной. Образ часто использовался в народном творчестве. «Несутся в солнечных лучах сладкие речи бога любви, вечно юного бога Ярилы. «Ох ты гой еси. Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого, за любовь твою я украшу тебя синими морями, желтыми песками, зеленой му¬равой, цветами алыми, лазоревыми; народишь от меня милых детушек число несметное...» (П.И. Мельников-Печерский. «В лесах»).
ТРИГЛАВ — главное языческое божество мно¬гих племен древних славян, владыка трех царств, трех миров: Прави, Яви, Нави (т.е. воздушного царства, облач¬ных подземелий и грозового пекла). У чехов у Триглава — три головы козлиные, что свидетель¬ствует за его громоносное значение (козел — жи¬вотное, посвященное Тору). В Щецине трехгла¬вый идол Триглава стоял на главном из трех холмов и имел на глазах повязку из золота, что связано с причастностью этого божества к гаданиям и пред¬сказанием будущего. Согласно различным мифо¬логическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав со¬стоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из Сварога, Перуна и Велеса. В Кие¬ве, видимо, — из Перуна, Дажьбога и Стрибога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице. В христианстве единобожие отражено в Триглаве (Бог-отец, Бог-сын, Бог–святой дух). ТРОЯН — языческое божество, в старинных памятниках о нем упоминают наряду с Перуном, Хорсом и Волосом. Имя Троян образовалось из слова «три», «трое», и весьма вероятно, его тождество с Триглавом. По указанию одного из ва¬риантов сербского предания, Троян имел три го-ловы и восковые крылья, и козьи уши, вероятно символизировавшие видение и слышание в трех мирах. «При гаданиях вороного коня Триглава трижды водили через девять копий, положенных на землю. В южнославянской и, возможно, восточнославян¬ской традициях треглавый персонаж — Троян» (В.Я. Петрухин). В сербских сказках одна голова Трояна пожирает людей, другая — животных, третья — рыб, что символизирует связь его с тре¬мя царствами культом ухода из мира Яви. ТУР — воплощение Перуна; «на своих законопротивных соборищах некоего Тура-сатану и прочил богомерзкия скареды измышляюще вспоминаютъ» (Синопсис). Со словом «тур» нераздельны понятия о быстром движении и стреми¬тельном напоре. В дальнейшем, производном значении этого слова, «ярый тур» — храбрый, могучий воитель.
УСЛАД (Ослад) — бог пиршества (от глагола «усладить»); сопутник Лады, богини приятностей и любви; покровитель искусств. «Услад, прельща¬ющий воззрением одним...» (М. Херасков. «Владимириада»). Он был почитаем покровителем вся¬ких удовольствий и увеселений, бог роскоши, пиров, забав и особенно столовых, яственных услажде¬ний. Кумир его, по воле Владимира I, был воз-двигнут, а потом уничтожен в Киеве. «....Сколько ни было в то время университетов, то ни одно¬го из оных студента не отвела Лада в царство Чернобогово, а провожал туда беспрестанно Ус¬лад. ...лучше, оставя Услада, жертвовать разумно и осторожно Ладе, которая нередко со¬ставляет счастье молодых ученых, а Услад — никогда, повергая притом их в презрение и в веч¬ную бедность» (М.Д. Чулков. «Пересмешник, или славенские сказки»).
ФЛИНЦ — бог смерти. Изображали его раз¬лично.
ТРИГЛАВ — главное языческое божество мно¬гих племен древних славян, владыка трех царств, трех миров: Прави, Яви, Нави (т.е. воздушного царства, облач¬ных подземелий и грозового пекла). У чехов у Триглава — три головы козлиные, что свидетель¬ствует за его громоносное значение (козел — жи¬вотное, посвященное Тору). В Щецине трехгла¬вый идол Триглава стоял на главном из трех холмов и имел на глазах повязку из золота, что связано с причастностью этого божества к гаданиям и пред¬сказанием будущего. Согласно различным мифо¬логическим традициям в Триглав включали разных богов. В Новгороде IX века Великий Триглав со¬стоял из Сварога, Перуна и Свентовита, а ранее (до переселения в новгородские земли западных славян) — из Сварога, Перуна и Велеса. В Кие¬ве, видимо, — из Перуна, Дажьбога и Стрибога. Малые Триглавы составлялись из богов, стоящих ниже на иерархической лестнице. В христианстве единобожие отражено в Триглаве (Бог-отец, Бог-сын, Бог–святой дух). ТРОЯН — языческое божество, в старинных памятниках о нем упоминают наряду с Перуном, Хорсом и Волосом. Имя Троян образовалось из слова «три», «трое», и весьма вероятно, его тождество с Триглавом. По указанию одного из ва¬риантов сербского предания, Троян имел три го-ловы и восковые крылья, и козьи уши, вероятно символизировавшие видение и слышание в трех мирах. «При гаданиях вороного коня Триглава трижды водили через девять копий, положенных на землю. В южнославянской и, возможно, восточнославян¬ской традициях треглавый персонаж — Троян» (В.Я. Петрухин). В сербских сказках одна голова Трояна пожирает людей, другая — животных, третья — рыб, что символизирует связь его с тре¬мя царствами культом ухода из мира Яви. ТУР — воплощение Перуна; «на своих законопротивных соборищах некоего Тура-сатану и прочил богомерзкия скареды измышляюще вспоминаютъ» (Синопсис). Со словом «тур» нераздельны понятия о быстром движении и стреми¬тельном напоре. В дальнейшем, производном значении этого слова, «ярый тур» — храбрый, могучий воитель.
УСЛАД (Ослад) — бог пиршества (от глагола «усладить»); сопутник Лады, богини приятностей и любви; покровитель искусств. «Услад, прельща¬ющий воззрением одним...» (М. Херасков. «Владимириада»). Он был почитаем покровителем вся¬ких удовольствий и увеселений, бог роскоши, пиров, забав и особенно столовых, яственных услажде¬ний. Кумир его, по воле Владимира I, был воз-двигнут, а потом уничтожен в Киеве. «....Сколько ни было в то время университетов, то ни одно¬го из оных студента не отвела Лада в царство Чернобогово, а провожал туда беспрестанно Ус¬лад. ...лучше, оставя Услада, жертвовать разумно и осторожно Ладе, которая нередко со¬ставляет счастье молодых ученых, а Услад — никогда, повергая притом их в презрение и в веч¬ную бедность» (М.Д. Чулков. «Пересмешник, или славенские сказки»).
ФЛИНЦ — бог смерти. Изображали его раз¬лично.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Вперед >>