СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Князь Олег обращался к волхвам с вопросом: какая ему суждена смерть. Рассказавши о том, как сбылось это предвещание, летописец прибав¬ляет: «се же дивно есть, яко от волхования сбывается чародейством». Сверх дара прорица¬ний, волхвам приписывается и врачебное искусст-во. По свидетельству «Слова о злых дусех», «ког¬да (людям) кака-любо казнь найдет, или от князя пограбление, или в дому пакость, или болезнь, или скоту их пагуба, то они текут к волхвам, в тех бо собе помощи ищуть». «...Вол-хвы не боятся могучих владык, /А княжеский дар им не нужен; /Правдив и свободен их ве¬щий язык /И с волей небесною дружен — / Грядущие годы таятся во мгле: /Но вижу твой жребий на светлом челе» (А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»). ВОЛХОВ — по утверждению старинного хроног¬рафа, лютый чародей (волхв — колдун, кудесник). В образе крокодила поселился он в реке, которая от него получила и свое прозвание, и залегал в ней водный путь; всех, кто не поклонялся ему, чародей топил и пожирал. ВОРОГ – злой колдун, враг человеку, противник. ВОРОЖЕЙ — знахарь. ВУКОДЛАК — человек, в которого спустя со¬рок дней после его кончины входит дьявольский дух и оживляет его бесчувственное тело. Вставая из гроба, он бродит по ночам, одетый в саван, прокрадывается в избы, давит спящих людей и пьет из них кровь, отчего эти несчастные не только умирают, но и сами становятся вампирами (кро¬вососами). ЖАБАЛАКА — оборотень, который является в виде жабы. ЗДУХАЧ — у южных славян человек (реже животное), обладающий сверхъестественной силой, которая проявляется только, когда он спит. Во время сна из него выходит дух, который ведет за собой ветры, гонит тучи, пригоняет и отгоняет град, сражается с другими здухачами. Здухач охраняет от стихийных бедствий поля и угодья своего села, рода. Чаще всего это взрослый мужчина, но им может быть и ребенок (особенно родившийся в «сороч¬ке»), женщина и даже пастушеская собака, вол, корова, конь, баран, козел и другие животные. Здухач-животное защищает только стада и животных. «Согласно народным представлением, здухачами были и знаменитые исторические личности. Бои между здухачами происходят чаще всего весной, когда дуют сильные ветры, и в долгие осенние ночи. Эдухачи вооружены обгорелыми лучинами, веретенами, но нередко в схватке используют камни и древесные стволы, вырванные с корнем. После смерти здухачи становятся волкулаками» (Н.И. Толстой). КАРГА — ворона, а также и бранное название злой бабы или ведьмы. КАРКУН — означает и ворона, и завистливого человека, который может сглазить (накаркать), изурочить. КЛИКУШИ — это несчастные, страдающие падучею или другими тяжкими болезнями, соеди¬ненными с бредом, пеною у рта и корчами; они издают дикие вопли и, под влиянием господствующего в народе суеверия, утверждают, будто злые вороги посадили в них бесов, которые и грызут их внутренности. Эта болезнь проявляется в форме припадков, более шумных, чем опасных, и поража¬ет однообразием поводов и выбором мест для сво¬его временного проявления (литургия верных, ко¬торая предшествует пению Херувимской). Злой дух, вселившийся в человека, нарушает церковное бла¬гочиние и вводит в соблазн: несутся крики на го¬лоса всех домашних животных — собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и т. п. С заботой и лаской относятся к кликушам в домашней жизни, считая их за людей больных, освобождают их от тяжело¬го труда даже в страдную пору. Когда, после удач¬ных опытов домашнего врачевания, больная совер¬шенно успокоится, ей целую неделю не дают работать, кормят лучшею едою, стараются не сер¬дить, чтобы не дать ей возможности выругаться «черным словом» и не начать, таким образом, сно¬ва кликушничать. КОЛДУН И КОЛДУНЬЯ (колодаванец-калдованец, калдовница) — изначально тот, кто совершает безкровные жертвенные при¬ношения и следит за движением Коло, имеет большую магическую (колдовскую) силу. Колдунов делили на белых и черных. Колдуны бывают природные и добровольные, пос¬ледних труднее распознать в толпе и не так легко уберечься от них.
Hosted by uCoz