СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
СТРЕЛОК — великан, который на тысячу верст так метко попадает в цель, что ему нипочем попасть в глаз мухи. УСЫНЯ (Усыныч, Усынка, Крутиус) — вели¬кан, охраняющий проход в пепельное (пекельное) царство; пер-сонаж русских сказок, сопоставим с образом дра¬кона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Слово «усы» предположительно явля¬ется переносным названием плеча. Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да ку¬шает, одним усом реку запрудил, а по усу, слов¬но по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут, сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат». ЦАРЬ-ДЕВИЦА (Царевна-золотая коса, Ма¬рья Моревна, Ненаглядная Красота) — дочь Морского царя. Царь-девица — красоты неопи¬санной, силы непомерной, и тешится вместе с сво¬им воинством из храбрых дев богатырскими игра¬ми и подвигами. В одном из списков русской сказки ее называют Лебедью. В греческих мифах сопоставима с царицами Сар-матии (страны царствующих женщин), которые пришли моря (после бегства из плена с греческих кораблей по Геродоту). ЧУДОВИЩЕ — исполин, владыка небесных источников и лесов. Чудо – юдо (Чудо иуда), антигерой русских сказок, дракон, уносящий к себе русских девиц. Символизирует нападение «драконов» на русские земли и захват пленников для продажи в рабство. ЧУТКОЙ — великан, у которого слух так тонок, что он слышит, как трава растет; прилегая ухом к земле, он узнает, что на том свете делается.
Словарь мифологических и сказочных персонажей
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ (латырь) — в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец». В сказках говорится, что лежит он на океане-море или на острове Буяне и обо¬значается постоянным эпитетом «бел-горюч» или «кип-камень» (от глагола «кипеть»). На этом камне восседает красная дева Зоря и зашивает раны кровавые; «под тем камнем сокрыта сила могучая, и силы конца нет»; «кто камень-алатырь изгложет (дело — трудное, немыслимое), тот мой заговор превозможет». Вероятно, что с уподоблением солнца белому горючему камню уже в древности сливалось представление грозо¬вого облака скалою или камнем, эпитет «бел-го¬рюч» мог указывать, с одной стороны, на заклю¬ченное внутри этого камня грозовое пламя, а с другой — на белоснежные и розовые цвета, ка¬кими окрашивают облака яркие лучи весеннего солнца. Стих о Голубиной книге в одном из мно¬гих своих вариантов говорит: среди моря синего лежит латырь-камень; «Идут по морю много ко¬рабельщиков. /У того камня останавливают¬ся; /Они берут много с него снадобья, /Посы¬лают по всему свету белому». АМАЗОНЫ — фантастические персонажи. Изображения этих персонажей встречались в рус¬ских лубочных картинках. В мифах этот образ не получил развития. Можно предположить, что к амазонам славяне относили народы, живущие в Далеких сказочных странах, прежде всего в Ин¬дии. Рассказы о таких людях связаны с повестями об Александре Македонском или со сказаниями об Индийском царстве. «...Тепло у старой, уютно. Стены в картинках; картинки шелками да бисерами шиты: тут и цветочки, и лютые звери, и монастыри, и китайцы, амазоны на конях и так амазоны, лебеди, замки и опять китайцы» (А.М. Ремизов. «Чертик»).
АРКОНА — северный мыс острова Рюгена. Название древнее славянское от слова «ар» - земля, поверхность земли и «кон» - место сбора славян для принятия решений, как и само обязательное правило поведения. Отсюда, «искони», «испокон», «жить по кону» - правила поведения в пределах рода-племени; «закон» - правила поведения в других землях «за коном». В Арконе находился один из последних известных языческих пантеонов бо¬гов славян. В 1168 г. его сжег датский король Вольдемар I вместе с епископом Абсалоном.
БАДНЯК — мифологический персонаж, вопло¬щаемый «рождественским поленом», пнем или веткой, сжигаемой в сочельник. У сербов канун Рождества называется «бадний день» (от слова «бадняк»). В этот день пекут праздничный пре¬сный хлеб, с золотой или серебряной монетою внут¬ри, называемый боговица (у сербов — чесница).
Hosted by uCoz