СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
лишь ветер подует под утро, исчезнет. Слышали вы о Летавице? Я оставил мой дом, бросил все и пошел. И, как лист в непогоду, скитаюсь по белому свету — только б ее из сердца прочь. ...Шли мы горохом — порх! — и наткнулись: лежит такая кра-си-вая! Зо¬лотые волосы всю с головой опутали, глаза, слов¬но колодцы, а сапоги на ней красные...» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ЛИСУНКИ (лешачихи, дивожены) — лесные девы и жены, то же, что лешие, только в женском олицетворении (первоначально тождественны об¬лачным женам). Народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи и только тогда могут свободно ходить и бегать. Это преда¬ние указывает в лисунках облачных нимф, которые постоянно изображаются полногрудыми, так как сами облака уподоблялись женским грудям, про¬ливающим из своих сосцов обильное молоко-дождь. В Польше они отличаются диким и злобным нра¬вом, тело их покрыто волосами, длинные распущенные косы развиваются по воздуху, груди так велики, что, стирая белье, они употребляют их вме¬сто вальков, на голове носят красные шапочки. ЛОБАСТА (лопаста) — русалка, живущая в болоте в камышах. Особенно опасна встреча с ней на Русальную неделю — в это время ни одна де¬вушка не решится пойти в лес, не прихватив с собой подружек, из боязни попасться в руки Лобасте. «Ростом Лобаста, как эта осина, тело белое, что заячий пух, а ручищу, словно крылье с красным когтем, словит да этим когтем, хоть и нежен он, что костяника, а защекочет до смер¬ти» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). МАВКИ (гречухи, малки, майки) — тождественны русалкам; порода русалок-детей; народная фанта¬зия представляет их в виде девочек-семилеток с русыми, кудрявыми волосами, в белых сорочках — без пояса. Обитают на горных вершинах. Как девы дождевых источников мавки носятся над ни¬вами и полями, и с одной стороны, напояя их вла¬гою, дают богатый урожай, а с другой, посылая несвоевременные ливни и бури, повреждают зрею¬щие жатвы. В Малороссии рассказывают, что они ежегодно приходят на землю в то время, когда хлеб начинает колоситься и может служить им надежным убежищем. Называют их и гречухами — от гречи, в которой они любят прятаться. Мав¬ки стараются мстить живым людям за то, что до¬пустили их умереть некрещеными и лишили небес¬ного царства. В летнее время они плавают в ночные часы на поверхности рек, источников и озер и пле¬щутся водою, а на Русальную неделю бегают по полям и нивам с печальным возгласом: «мене маты породыла, нехрещену схороныла!» У гуцулов май¬ки — прекрасны, .стройны и резвы, носят тонкие, прозрачные платья и убирают свои длинные, распущенные по плечам косы весенними цветами. Они заботятся о благосостоянии полей и стад, и как только растают снега — являются в горы и доли¬ны, засевают травы и даруют урожай. Они вору¬ют по ночам лен, прядут кудели, ткут и белят по¬лотна, и вьют венки. МАГУРЫ – волшебные девы, помощницы Валькирий; подают волшебное питье воинам, уставшим в бою. МОРОВАЯ ДЕВА — причисляется болгарами к самодивам и самовилам (см. Самовилы). МОРЯНА (Морская царевна, Царь-девица) — дева морских вод, дочь морского царя. Катается по морю в золотом челноке; блестящая красота ее так ослепительна, что на чудную деву нельзя взгля¬нуть сразу, а надо помалу приучить свои очи, иначе сомлеешь и сгинешь. В прекрасном образе Морской царевны или Царь-девицы сказки соче¬тают представления о богине Зоре и богине-громовнице. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает мор¬ские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, уни¬мает бурю. В русских сказках Моряне близок образ Марьи Моревны. «Скоро-скоро забрезжит. И пойдет, осыпаясь, прощаться дикая роза — друг-поводырь. Легкий ветер уж веет. Там Моряна волны колышет» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). МРАЧЕНКА — облачная дева, олицетворение черной тучи.
Hosted by uCoz