СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
В летнее время Мраченка выходит из колодцев и возносится к облакам, неся с собой воду, которою потом орошают землю, и тем самым даруют урожай. ОБИДА — облачная дева, которая плескалась на синем море лебедиными крыльями. «.Въстала Обида в силах Дажъбога внука, вступилъ девою на землю Трояню, въплескала лебедиными крылы на синем море, у Дону плещущи» («Сло¬во о полку Игореве»). Название Обида согла¬суется с теми собственными именами, какие при¬даны небесным воинственным девам, например, Распря, Победа и пр. ПОЛУДНИЦЫ — тождественны с солнцевыми девами и белыми женами; в полдень показываются у колодцев и расчесывают свои длинные косы. В южной части Сибири знают под этим именем ми¬фическую старуху с густыми, всклоченными волосами, одетую в лохмотья; она живет в бане или в кустах крапивы и оберегает огороды от шаловли-вых детей. В Архангельской губернии Полудница — охранительница полей, засеянных рожью: «Полудница во ржи, покажи рубежи, куда хошь побежи! » Рассказывают о лесных полуденицах, ко¬торые в полдень летают в крутящихся вихрях и воруют маленьких детей. Полудница носит белое платье и от двенадцати до двух часов ходит по нивам, держа в руке серп, останавливаясь неожи¬данно перед тем, кто замешкается в полдень на полевой работе, она начинает подробно расспра¬шивать: как обрабатывается лен и приготавливает¬ся пряжа и полотно. Кто не сумеет ответить на ее вопросы, тем свертывает голову или, по крайней мере, наказывает их тяжкою болезнею. Только молитвой на «изгнание беса полуденна» можно кое-как от нее отделаться. Полудница имеет свой¬ство подменивать маленьких детей, оставленных без присмотра, на своих собственных. Смотря по тому, как обходятся в семье с подменышем, точно также хорошо или худо бывает и похищенному Полудницей ребенку. РОЖЕНИЦЫ (чистые, белые девы и жены, живицы, суженицы, судицы, рожаницы, кресницы) — девы судьбы, присутствующие при рожде¬нии детей; вещие предсказательницы судьбы ново¬рожденных и помощницы в родах. Они подходят к постели только что разрешившейся матери; каждая из них держит в руках по горящей свече — знаме¬ние того светоча, которым возжигается пламя жизни, почему и называют их кресницами (возжигательницами, от «крес» — «огонь»). Эти мифические девы стоят в таинственной связи со звездами. Рожаниц было две или три, позднее — семь. «Нако¬нец пламя осветило и углы, в одном из них — за очагом — показалось глиняное возвышение, а на нем деревянные фигуры Перуна и Волоса и не¬большое бронзовое, покрытое прозеленью извая¬ние Роженицы — голой женщины со сложенны¬ми на животе руками» (С.Д. Скляренко. «Святослав»). РОСЬ — дочь Днепра, русалка, прародительни¬ца русских. РУСАЛКИ (криницы, лоскоталки, земляночки) — водяные девы; души усопших: детей, умерших некрещенными, либо потонувших или утопившихся девушек. Русалки — представители Царства смер¬ти, тьмы и холода, поэтому-то, с наступлением вес¬ны, хотя они и оживают, но обитают все-таки в темных недрах земных вод, еще холодных весною. С Троицына дня русалки оставляют воды и живут в лесах на деревьях, служащих, по верованию древних славян, жилищем мертвецов. У западных славян и малороссов русалки — веселые, шаловливые и увлекательные создания, поющие песни восхити¬тельными и заманчивыми голосами; в Великороссии — это злые и мстительные существа, растре¬пы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда гото¬вые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и пото¬пить. В образе русалок народная фантазия соеди¬нила представления о водяных и лесных девах: русалки любят качаться на древесных ветвях, они заливаются злым хохотом и щекочут на смерть завлеченных к себе неосторожных путников. Ру¬салки живут также и в горах и любят бегать по их скатам. На отождествление русалок с душами усоп¬ших указывает также их прозвание земляночками, т.е. обитательницами подземного мира мертвых. СУДЕНИЦЫ — девы жизни и судьбы, которые определяют судьбу человека при его рождении.
Hosted by uCoz