СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
под ударом Перунова меча облачная жена теряет свой палец). Если Мизинчик и подвергается разным опасностям ради своей ничтожной величины, то вследствие той же особенности, а также вслед¬ствие своей догадливости и лукавства всегда ловко выпутывается из беды. На Руси ему присваивает¬ся имя корочуна. В одной из сказок его называют Покатигорошек, потому что он рождается от горо-шины, как плод от семени (мать его, увидев горо¬шинку, проглотила ее и сделалась беременной). Длиннобородый карлик в русских сказках называ¬ется мужичок-с-ноготок, борода-с-локоток, или сам-с-перст, борода-на-семь-верст. МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ — мифологизи¬рованный пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «Мать сыра зем¬ля». Для славянской традиции характерно возве¬личивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах крестьянин Микула Селянинович по¬срамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут выта¬щить оставленный им в земле сошник и т.д. МОРОЗ-ТРЕСКУН (Студенец) — великан, который входит в чугунную, докрасна накаленную баню, в одном углу дунул, в другом плюнул, гладь — уже везде иней да сосульки висят! НЕЗНАЙКО — богатырь русской сказки Незнайко точит кровь из задней ноги своего чудесно¬го коня, окропляет ею опустошенный сад, и где только падали кровяные капли — там вырастают роскошные цветы и деревья: эпизод, по своему значению совершенно тождественный с преданием, будто богатырские кони ударом своих копыт выби¬вают источники живой воды. В другом эпизоде Незнайко, преследуемый злою мачехою, должен удалиться из-под родной кровли и скрыть на время свои золотые кудри, молодость и красоту под быча¬чьими пузырем и шкурою (т.е. солнце заволакива¬ется зимою туманами и облаками), но когда срок испытания окончится, юноша во всем блеске своей красоты вступает в благословенный союз с прекрас-ною царевною-Землею. НОКОТЬ — длиннобородый карлик, существо демоническое; злоба, хищность и жадность — его отличительные черты. Поселяется в болотах — там же, где обитают нечистые. До сих пор суще¬ствует выражение: «Нокоть те дери!». Символизирует малорослые злобные народы, пришедшие в славянские земли, которые были заняты местными племенами. По этой причине жадному злобному народу пришлось селиться на болотах. ОБЪЕДАЛО — великан, который разом пожи¬рает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало! Символизирует приход многочисленного неземледельческого и ненасытного народа. ОПИВАЛО — великан, которому целое озеро на один глоток станет; опорожнить сорок огром¬ных бочек вина — для него сущая безделица! Упоминание о вине символизирует внесение культа вина в славянские земли иными народами и подача примера на его употребление. ПОЛКАН — богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражал¬ся стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца. Аналог мы встречаем в греческой мифологии, относящейся к Причерноморью под названием «кентавры», где Таврида – горная страна в Закавкавказье и Крыму, а тавры или конные тавры – местное население до «огречивания». ПОПЕЛ (Пепел) — легендарный князь, изгнан¬ный за неправедность своими соперниками из рода Котышки и заеденный мышами. В восточносла¬вянской сказке Иван Попялов двенадцать лет ле¬жал в пепле, затем, стряхнув с себя шесть пудов пепла, убил «змеиху», а пепел ее рассыпал. Змее¬борец превращается в кота, подслушивая разговор змеихи с ее дочерьми. СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ — отождествляется с исполином-Громовником (Тор или Перун), обитавшим в святых горах, т.е. тучах. Сила его — необычайная. Само¬му Громовнику не всегда совладать с этим богаты¬рем титанической породы. В предания христианского периода Святогор был побежден Ильей Моравцем-Муромцем. СКОРОХОД — великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет.
Hosted by uCoz