СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Как утрен¬ние солнечные лучи прогоняют нечистую силу мра¬ка, ночи — так верили, что богиня Зоря может прогнать всякое зло, и наделяли ее тем же победо-носным оружием (огненными стрелами), с каким выступает на небо светило дня; вместе с этим ей приписывается и та творческая, плодородящая сила, какая разливается на природу восходящим солн¬цем. Миф знает двух божественных сестер — Зорю Утреннюю (Денница, Утренница, Зарница) и Зорю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца (Ра свету), другая провожает его вечером на покой, и обе та¬ким образом постоянно находятся при светлом бо¬жестве дня и прислуживают ему. Утренняя Зоря выводит на небесный свод его белых коней, а Ве¬черняя Зоря принимает их, когда Солнце, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе (заходе).
ИПАБОГ — покровитель охоты. Но помогает он только охотникам неалчным, убивающим жи¬вотных для пропитания, а не корысти ради. Иных же охотников наказывает — капканы и ловушки ломает, по лесу водит, добычу прячет. Животных Ипабог любит, заботится о раненых, лечит их. Представлялся Ипабог в плаще, на котором были изображены сцены охоты.
КАРНА (Карина) — богиня судьбы человеческой, предначертанной на Небесах (к ар и на), иногда богиня-плакальщица, если человек грубо нарушил изначальное предначертание и принес горе себе и близким. Карна и Желя — персонификации плача и горя, известны из «Слова о полку Игореве»: «... за ним кликну Карна и Жля, поскачи по Русской земли». Древнерусское слово «карити» — оплакивать. «...Не воскреснет она, соко¬линым разбужена взглядом. /Бродят Карна и Жля по Руси с поминальным обрядом» («Слово о полку Игореве»).
КОЛЯДА — солнце-младенец, в славянской ми-фологии — воплощение новогоднего цикла, а так¬же персонаж праздников, сходный с Авсенем. Ко¬ляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января. «Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Ко¬ляда была божеством, причем одним из влия¬тельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь уст¬раивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на по¬клонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась сла¬вянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи» (А. Стрижев. «На¬родный календарь»). КОПША (КОПУША) — в Белоруссии это маленький бог, охраняющий зарытые в землю сокровища и ценно¬сти. Его просят указать место кладов и помочь отрыть (отКОПАТЬ) их, а при удаче благодарят, оставляя в его пользу известную часть добычи. КРОДО — божество, охранявшее жертвенный алтарь. Его идол стоял в Гарцбурге на высокой, лесом обросшей горе. Он изображал старика с обнаженною головою, который голыми ногами стоял на рыбе и опоясан был шерстяною белою повяз¬кою, в одной руке он держал колесо, а в другой сосуд, наполненный цветами и плодами. Рыба под его ногами означает подземное царство, чаша с плодами — обильную земную жизнь, колесо — солярный знак — символизирует вечное обновле¬ние жизни на земле (и во Вселенной), зиждящейся на прочной основе (оси). КРУЧИНА — женское божество смертной пе¬чали. Считалось, что одно лишь упоминание этого имени облегчает душу и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в славянском фольклоре так много плачей и причитаний. КУПАЛО — плодотворящее божество лета, летнее Солнце. «Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие бла¬годарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва». Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке. В христианский период в самое Рождество Иоанна Предтечи (отсюда, Иван-Купала), сплетая венки, вешали их на кровли до¬мов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.
Hosted by uCoz