Словарь
Славяне водили Додолу — девушку, увенчанную травами и цветами, по деревне, у каж¬дой избы они становились в ряд и пели обрядовые песни, а перед ними плясала Додола. Хозяйка дома или кто другой из семейства, взяв полный воды котел или ведро, испрашивая дождя, обливали Додолу водой, которая продолжала петь и вертеться. Пляска Додолы — то же, что пляска грозовых духов и нимф; обливание ее водою указывает на те дождевые источники, в которых купается богиня весны, а ведра, из которых ее окачивают, — на те небесные сосуды, откуда проливается на землю благодатный дождь (ведро – дождливая погода).
ДОЛЯ — добрая богиня, помощница Макоши, ткет счастливую судьбу. Представляется в облике милого юноши или красной девицы с кудрями зо¬лотыми и улыбкой веселой. На месте устоять не может, ходит по свету — преград нет: болото, река, лес, горы — Доля вмиг одолеет. Не любит ленивых да нерадивых, выпивох и всяких плохих людей. Хотя, поначалу, дружбу заводит с каждым — потом разберется и от плохого злого человека уйдет. «..А ты постели им дорогу золотыми камнями, сделай так, чтобы век с ними да не с кудластой рваной Обидой, а с красавицей До¬лей, измени наш жалкий удел в счастливый, на¬реки наново участь бесталанной Руси» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ДЮДЮЛ (Перепуга) — в Болгарии, во время засухи, собираются все обыватели деревни, выби¬рают девушку не моложе и не старше пятнадцати лет, покрывают ее с ног до головы ореховыми вет¬ками, разными цветами и травами (луком, чесно¬ком, зеленью картофеля и бобов и пр.) и дают ей в руки пучок цветов. Девушку эту болгары назы¬вают Дюдюл или Перепуга — слово, которое оз¬начает также бабочку, что свидетельствует о тож¬дестве Дюдолы-перепуги с облачными нимфами. В сопровождении девиц и юношей ходит Перепуга по домам; домохозяин встречает ее с котлом воды, поверх которой плавают набросанные цветы, и обливают желанную гостью при пении обрядовой песни. После совершения этого обряда, по общему убеждению, непременно будет дождь.
ДЫЙ — в восточнославянской мифологии имя бога. Упомянуто в древнерусской вставке в юж¬нославянский текст «Хождения богородицы по мукам» и в списках «Слова о том, како погане суще языци кланялися идолом» («Дыево служенье»). Контекст позволяет предположить, что это имя является результатом ассоциации древнерус¬ского имени (типа Див) с греческим «deus» - бог.
ЖЕЛЯ (Жля) — богиня смертной печали. «Желя», «желение» — скорбь по умершим. Считалось, что даже одно упоминание ее имени облегчает душу. Чешский хронист середины XIV века Неплах описывает славянскую богиню Желю. В славянском фольклоре сохранилось много плачей и причитаний. Однако с принятием христианства на Руси появились специальные поучения, ограничи¬вающие проявление неумеренной печали по умер¬шим. Например, в «Слове св. Дионисия о жалею¬щих» говорится: «Если отшедшим отселе душам тамо какая полза от желения?» Сходное обозначение обрядов «желенья и карания» встре-чается в перечислении различных языческих обря¬дов в списке XVII века древнерусского «Слова некоего христолюбца...». «...И пускай несет тем¬ная Желя погребальный пепл в своем пылающем роге» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ЖИВА (Живана, Сива) — богиня мировой жиз¬ни (весны), плодородия и любви; воплощает жиз¬ненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит, воскрешает умирающую на зиму приро¬ду, дает земле плодородие, растит нивы и пажити. В правой руке она держит яблоко, в левой — виноград (еще одно подтверждение того, что славяне искони жили в благодатном климате и возделывали сады). В начале мая ей приносят жертвы. Кукушка принималась за ее воплощение. Прилетая из вирия, из той заоблачной страны, откуда нисходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка ведает часы рождения, брака и смерти. Так доныне, заслышав весеннею порою кукушку, к ней обращаются с вопросом: сколько лет остается жить на белом свете. Ответы ее признаются за пророчество, посылаемое свыше.
ЖЕЛЯ (Жля) — богиня смертной печали. «Желя», «желение» — скорбь по умершим. Считалось, что даже одно упоминание ее имени облегчает душу. Чешский хронист середины XIV века Неплах описывает славянскую богиню Желю. В славянском фольклоре сохранилось много плачей и причитаний. Однако с принятием христианства на Руси появились специальные поучения, ограничи¬вающие проявление неумеренной печали по умер¬шим. Например, в «Слове св. Дионисия о жалею¬щих» говорится: «Если отшедшим отселе душам тамо какая полза от желения?» Сходное обозначение обрядов «желенья и карания» встре-чается в перечислении различных языческих обря¬дов в списке XVII века древнерусского «Слова некоего христолюбца...». «...И пускай несет тем¬ная Желя погребальный пепл в своем пылающем роге» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). ЖИВА (Живана, Сива) — богиня мировой жиз¬ни (весны), плодородия и любви; воплощает жиз¬ненную силу и противостоит мифологическим воплощениям смерти. Жива своим приходом животворит, воскрешает умирающую на зиму приро¬ду, дает земле плодородие, растит нивы и пажити. В правой руке она держит яблоко, в левой — виноград (еще одно подтверждение того, что славяне искони жили в благодатном климате и возделывали сады). В начале мая ей приносят жертвы. Кукушка принималась за ее воплощение. Прилетая из вирия, из той заоблачной страны, откуда нисходят души новорожденных, куда удаляются усопшие и где пребывают девы судьбы, кукушка ведает часы рождения, брака и смерти. Так доныне, заслышав весеннею порою кукушку, к ней обращаются с вопросом: сколько лет остается жить на белом свете. Ответы ее признаются за пророчество, посылаемое свыше.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Вперед >>