СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
На русском Севере шуликуны — название святочных ряженых.
Словарь ведунов, знахарей и чародеев
БАБА-ЯГА-КОСТЯНАЯ НОГА (Язя) — в славянской мифологии лесная старуха-волшебни¬ца, ведьма, ведунья, заправляющая вихрями и вью¬гами и по самому своему имени родственная со змеем. Баба-яга — изначально прародительница, очень древнее положительное божество славянско¬го пантеона, хранительница (если надо — воин-ственная) рода и традиций, детей и околодомашне¬го (часто лесного пространства). Бабе-яге принадлежит весьма важная роль в народном эпо¬се и преданиях славянского племени. Живет она у дремучего леса в избушке на курьих ножках, кото¬рая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; избушка ее стоит на границе двух миров: Яви и Нави. У нее можно узнать свою судьбу (путь-дорогу), поравить свое здоровье в специальной бане. Детей баба-яга излечивает от хворей в печи, святым огнем, посадив их на деревянную лопату, она отправляет их в печь и возвращает здоровыми после очистительного огня. В христианский период ей были приписаны негативные качества: забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — челове¬ческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. Она летает по воздуху и ездит на шабаш ведьм в железной ступе, погоняя толкачем или клюкою, и, заметая след свой помелом. Баба-яга обладает волшебными, огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Преследуя сказоч¬ных героев, убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею. Подобно змею, Баба-яга любит сосать белые груди красавиц и также, как он, ревниво сторожит источники живой воды и заботливо прячет в своих кладовых медь, серебро и золото. Наконец, подобно змею - Баба-яга пожирает человеческое мясо. Стараниями поздних «сказочников» и их безудержная фанта¬зия представляет ее злою, безобразною, с длин¬ным носом, растрепанными волосами, огромного роста старухою. У Бабы-яги одна нога — костя¬ная, она — слепа, она — старуха с огромными грудям». Связь с дикими зверями и лесом позво¬ляет выводить ее образ из древнего образа хозяй¬ки зверей и мира мертвых. Вместе с тем, такие атрибуты ее, как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с интерпретацией сказок о ней как о жрице. Она — антагонист героя сказ¬ки, воительница и похитительница, но гораздо чаще народная сказка знает бабу-ягу в образе дарительницы и помощника героя. БАБЫ-САМОКРУТКИ - окрутившиеся своей волей. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрут¬ки, поливали одолень-траву» (А. М. Ремизов. «Сказки»). ВАКОДЛАКИ — мертвецы, приходящие сосать кровь младенцев. ВАМПИР (вами пирует) — мертвец, бывший при жизни зло¬деем, грабителем и вообще человеком с порочными наклонностями, в тело которого вселились нечис¬тые духи. Уверяют еще, что если кошка перепрыг¬нет через покойника, когда он лежит в избе, то умерший непременно сделается вампиром. Оска¬ленные зубы мертвеца и румянец на его щеках ука¬зывают в нем вампира. Спустя сорок дней после кончины такого человека, злой дух, поселившийся в его трупе начинает выходить из могилы, бродит по домам и сосет кровь из ушей младенцев и взрос¬лых. Чтобы избавиться от вампира, его заклинают войти в кувшин, после заклятия горло кувшина затыкают пробкою, и затем отправляются на из¬бранное место, там зажигают несколько возов дров и дерна и бросают кувшин в середину пламени: когда сосуд раскалится и лопнет с сильным треском, «народ успокаивает себя мыслию, что вампир уже сгорел». ВАРКОЛАК — злой мертвец, бросается на женщин и вступает с ними в блудную связь; рожден¬ие от него дети бывают без хряща в носу и обладают способностью видеть духов. ВЕДУН И ВЕДУНЬЯ — см. колдун, чародей, кудесник, волхв, вещая женка, колдунья, чаровница, баба-кудесница, волхвитка. ВЕДЬМА — изначально – ведающая мать, старшая женщина в роду, см. «ведун и ведунья». Стараниями христианских «корректоров»: женщина, решившая продать свою душу черту; отличается от всех прочих женщин тем, что имеет хвост (маленький) и владеет спо¬собностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе и т.п.
Hosted by uCoz