СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
СИТИВРАТ (Ситомир, Пропастник, Препадник) — бог, поворачивающий солнечное колесо на лето и вместе с этим возвращающий земле силу плодо¬родия; народ сближает капли дождя с семенами и утверждает, что дождь падает с неба сквозь реше¬то или сито. Изображали бога в виде старца, с палкою в руках, которою он разгребал кости умер-ших; под правою его ногою были видны муравьи, а под левою сидели вороны и другие хищные птицы. СОЛНЦЕВА МАТЬ — это облачная дожденосная жена, из темных недр которой нарождается Солнце весною, и, во-вторых, богиня Зоря, кото¬рая каждое утро рождает светозарного сына и рас¬стилает для него по небесному своду золотисто-розовую пелену. Она также представлялась вещею пряхою. На Руси уцелела старинная поговорка: «Дожидайся Солнцевой матери божья суда!» В русских сказках Солнце владеет 12 царствами (12 месяцев, 12 знаков зодиака); словаки говорят, что Солнцу, как владыке неба и земли, прислуживают 12 солнцевых дев; упоминаемые сербскими песня¬ми солнцевы сестры тождественны этим девам. СПОРЫШ (Спарыш) — божество изобилия, семян и всходов, дух жатвы; в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. Его представ¬ляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю. «Спорыш» — двойное зерно или двойной колос, который рассматривался как близнечный символ плодородия, называемый «царь-колос». При отправлении обрядов из двойных ко¬лосьев плели венки, варили общее («братское») пиво, откусывали эти колосья зубами. В Псковс¬кой области из сдвоенных колосьев изготовлялась особая кукла — спорынья. Из них сплеталась и пожинальная «борода», посвящавшаяся святым, культ которых продолжил в христианстве общеславянский культ близнецов — покровителей сельского хозяйства: Флору и Лавру, Козьме и Демьяну, Зосиме и Савве. «Так и есть, это Спорыш. Там — в коло¬сьях-двойчатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте. — А ты не пугайся: он венок вьет. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в засек, чтобы было все споро, хватило зерна надолго» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). СРЕЧА (Встреча) — богиня судьбы. Она пред-ставлялась в виде красивой девушки-пряхи, пряду¬щей нить судьбы. Это ночная богиня — никто не видел, как она прядет — отсюда обычай гадать ночью. Обычно в ночи зимних святок проходили гадания на будущий урожай, на приплод, а больше всего — на брачные союзы. СТРИБОГ (Стриба, Погода, Похвист, Посвист, Посвыстач) — бог грозы, являющийся в бурях и вихрях, верховный царь ветров. Изображали его дующим в рога. В народе верят, что теплые, весен¬ние ветры происходят от добрых духов, а вьюги и метели от злых. В русских заговорах произносится заклятие против «чорта страшного, вихоря буй¬ного,.. змея летучаго, огненного». Фантазия древ¬него человека, сблизившая вой бури и свист ветров с пением и музыкой, в то же время уподобила быстрый и прихотливый полет облаков и крутя¬щихся вихрей — бешеной пляске, несущейся под звуки небесных хоров. Отсюда возникли разнообразные мифические сказания о песнях, игре на му¬зыкальных инструментах и пляске грозовых духов, предание о воздушной арфе и верование в чародей¬ную силу пения и музыки. Изобретателями музы-кальных инструментов почитались боги, владыки гроз, вьюг и ветров. Музы, в первоначальном сво¬ем значении были не более как облачные певицы и танцовщицы. Словаки считают, что человека на¬учили песням небесные вихри и шумящие дубравы. СУД (Усуд) — божество судьбы. В старинных памятниках слово «суд» прямо употребляется в значении судьбы. Например, в «Слове о полку Игореве» сказано: «Ни хытру, ни горазду, ни птице горазду суда божия не минути». Суд в руках своих держит все благое и гибельное, при¬говоров его невозможно избегнуть ни умом, ни хитростью. СУДЬБА – женская ипостась Суда, богиня итога жизни. Человек мог сам творить свою судьбу, в отличии от карны – пути предварительно начертанному на небесах. СУНЕ (Сурья) — Солнце, божество солнца.
Hosted by uCoz