СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Ремизов. «К Морю-Океану»). ВАЛЬКИРИИ – божественные девы, сопровождающие души погибших в бою воинов в чертог Создателя, где собирается воинство для Последней битвы со Злом. ВЕЩИЕ ЛЕБЕДИНЫЕ ДЕВЫ — водяные девы, их можно узнать по мокрым краям платья и передника. Лебединые девы, по первоначальному своему значению — олицетворения весенних, дож¬девых облаков; вместе с низведением преданий о небесных источниках на землю, лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательни¬цами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Они состоят под началом у дедушки-водяного. Лебеди¬ным девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные зада¬чи и заставляют подчиняться себе самую природу. Птица лебедь — одно из древнейших олицетворе¬нии белого летнего облака. Вещие девы часто являются на водах белыми лебедушками: присвоен¬ное им предвиденье есть дар бессмертного напитка, которым они обладают; пляска, музыка и пение (метафоры крутящихся вихрей и завывающей бури) составляют любимые занятия, утеху и веселье всех водяных духов; волнения рек и водовороты народ объясняет себе как последствие их танцев. Всеми этими признаками: вещею силою и наклонностью к пляскам, музыке и песням они сближаются с воз¬душными существами бурных гроз. ВИЛЕНИ (вилован конь) — вилины кони, с помощью которых добрый молодец (Перун) до¬бывает себе златовласую красавицу. Это чудесные кони грозовых туч; они дышат пламенем, летают по воздуху с быстротою стрелы, не боятся непого¬ды и опасностей, и наделены вещим характером: человеческим словом, предвиденьем, мудростью. ВИЛЕНИК — человек, в которого ударила вила стрелою и потом сама же исцелила. ВИЛЫ (само-вилы, морские пани, само-дива, лихоплеси) — одно из прозваний облачных дев; вила (само название от слова «вить») прядет об¬лачные кудели и тянет из них золотые нити молнии. Вилы изображаются и вещими пряхами, пря¬дущими нить жизни. Их называют также лихоплеси (т.е. плетущие лихо — жизненные беды и смерть). О суеверном почитании вил упоминается в старин-ных рукописях: «Веруют в Перуна и в Хорса... и в вилы, их же числом тридевять сестрениц гла¬голют невгласи и мнятъ богинями, и тако покладывахуть имъ теребы». Вила родственна свет¬лым духам, и потому ее имя сопровождается постоянным эпитетом «белая». Вилы представляются юными, прекрасными, бледнолицыми девами, в тонких белых одеждах и с длинными распущен-ными косами; в этих косах — их сила и даже самая жизнь; тело у них нежное, прозрачное, лег¬кое, как у птицы, очи блистают подобно молнии, голос — приятный, сладкозвучный. Но беда чело¬веку, который прельстится вилою! Ему опостылит весь мир и жизнь будет не в радость. Наравне с русалками, вилы обитают на горных вершинах, в лесах и воде, и потому различаются на горных, лесных и водяных. Вила роднится с лебедиными девами, которые постоянно купаются в озерах и источниках. О вилах, блуждающих по лесам и ро¬щам, рассказывают, что они имеют козьи ноги и конские копыта. Вилы не всегда ездят на чудесных вилиных конях, они иногда носятся на быстрых оленях, заузданных и погоняемых змеями, т.е. мол¬ниями. «Расскажи, какое ты творенье: /Жен¬щина ль тебя породила /Иль богом проклятая Вила?» (А.С. Пушкин. «Песни западных славян»). ВИЛЬВЫ — (родственны вилам) духи, населя¬ющие облачный мир, носящиеся по воздуху в виде крылатых змеев и посылающие на землю дожде¬вые ливни и плодородие. У каждой страны есть своя вильва-защитница. Охраняя свои земли, вильвы часто сражаются между собой в воздухе, и по ис¬ходу битвы — в подвластных им странах устанав¬ливается хорошая или плохая погода. ВОДЯНЫ (водявы, воденицы, водяники, моря¬ны, водяницы, дунавки, шутихи, шутовки) — во¬дяные жены и девы. Смотря по тому, где они живут, их называют: водяны — обитают в реках, озерах и колодцах; моряны — в море. Они любят селиться обществами и по преимуществу в пустынных мес¬тах — в омутах, котловинах и под речными поро¬гами, устраивая там гнезда из соломы и перьев, собираемых по деревням во время Зеленой недели.
Hosted by uCoz