СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
К внешним характеристическим признакам относятся аномальные (для человека) проявления: сиплый голос, вой, скорость перемещения, смена обличия. Отношение нежити к людям неоднознач¬но: есть злокозненные демоны, есть и доброхоты. «Вот обогнул Нежит старую ель и бредет — колыбаются синие космы. Подвигается тихо, толчет грязи по мху и болоту, хлебнул болот¬ной водицы, поле идет, другое идет, неприкаян¬ный Нежит, без души, без обличья. То он пере¬ступит медведем, то утишится тише тихой скотины, то перекинется в куст, то огнем про-жигает, то как старик сухоногий — берегись, исказнит! — то разудалым мальцом и уж опять, как доска, вон он — пугало пугалом» (А.М. Ре¬мизов. «К Морю-Океану»). НИКОЛА (Микола) — название духа, позднее восшедшее к святому Николаю (греческий Николай – от «Ника» и «лаос» - победитель народов), который в народе считается покровителем всех тружеников. У юж¬ных славян Никола - лесной дух, свободно живущий в лесу (ни кола...). «И сойдет Никола милостив и снесет железа и поставит от земли до небес и запрет тремя ключами по-золоченными, и те ключи бросит в окиян-море; (в окиян-море) лежит камень-алатырь: тебе бы каменю не отлежаться, а вам ключам не выплы¬вать по мое слово» (заклинание). НОЧКИ (нички) — женские мифические суще¬ства, которые в ночное время, особенно по пятни¬цам, стучат и шалят в избах; бабы боятся, чтобы они не выпряли весь лен, и прячут от них свои кудели. Тождественны марухам. НОЧНИЦЫ (криксы) — ночные духи-демоны. На¬падают в основном на новорожденных детей, до крещения. Это неопределенного вида существа. Иногда представляются в виде женщин с длинны¬ми волосами в черной одежде. Ночницами становятся после смерти женщины-ведьмы, не имев¬шие детей. «Из страха перед ночницами матери остерегаются после захода солнца оставлять на дворе пеленки, выходить из дома и выносить ребенка; не оставляют открытой и не качают пустую колыбель, применяют различ¬ные обереги колыбели (растения, иголку и т.п.); не купают детей и не стирают пеленок и белья в «ночной» (простоявшей ночь) воде» (С.М. Толстая). ОБИЛУХА — дух, охраняющий семена и посе¬вы, отвечает за количество и качество урожая. ОВИННИК (Гуменник, Подовинник) — самый злой из домовых духов: его трудно ублажить-сми¬рить, если он рассердится и в сердцах залютует. Глаза у него горят калеными угольями, как у кош¬ки, а сам он похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, — весь черный и лохматый. Умеет лаять и хохочет не хуже лешего. Сидеть под садилом в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за време-нем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять делать это под большие праздники. Раз¬гневается, так закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть. Живет этот дух в овине; лохматый, а одна рука голая и под¬линней другой. Голой рукой он наказывает, броса¬ет нерадивым хозяевам жар в неубранные снопы. Глаза у этого духа разноцветные, шуба наизнанку; в безветренную погоду он спит. Мохнатую руку вытягивает редко, чтобы нагадать девушкам богат¬ство. В заутреню светлого воскресенья девушка кладет руку в окно овина: если не притронется к руке дух — в девках ходить, голой рукой — за бедного замуж пойти, мохнатой рукой коснется овинник, знать, за богатого пойдет. ОГУМЕННИК (гуменник) — дух, живущий на гумнах (гумно — место, где молотят, а также са¬рай для сжатого хлеба) и ригах; хотя и считается домовым духом, но очень злой: его трудно убла¬жить. Рассердится — ни кресты по всем углам, ни молитвы, ни иконы не помогут — стереги тогда гумна с кочергой в руках 4 сентября на Агафона-огуменника. В иных местах, говорят, можно его задобрить, если принести пироги и петуха: петуху на пороге отрубают голову и кровью кропят по всем углам. «Сходить на гумно и принести сноп соломы считалось одним из тягчайших наказа¬ний, так как ночью на гумно не ходят из опасе¬ния попасть в лапы огуменника...» (Круглый год. Русский земледельческий календарь).
Hosted by uCoz