СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
По словам белорусской песни, «Сам Бог коровай месить»: пекущие просят Бога спус¬титься с неба, чтобы помочь им месить и печь. КИЙ — в восточнославянской мифологии герой. Согласно легенде (в «Повести временных лет»). Кий с младшими братьями Щеком и Хоривом — осно¬ватель Киева: каждый основал поселение на одном из трех киевских холмов, что имеет подтверждение в топонимике города. Возможно, имя его проис¬ходит от обозначения божественного кузнеца, со¬ратника громовержца в его поединке со змеем. КИСЕК — один из мифологических прародите¬лей русских. КИТЕЖ (Китеж-град, Кидиш) — в русских ле¬гендах город, чудесно спасшийся от завоевателей во время монголо-татарского нашествия XIII века. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр. Легенда о Китеже, по-видимому, восходит к устным преда¬ниям эпохи доордынского ига. Впоследствии была «скорректирована» и привязана к поздним событиям. В пользу этого говорит то, что она особенно распространена у старообрядцев, причем Китежу придавался характер убежища последова¬телей старой веры. В утопических легендах Китеж считался населенным праведниками, нечестивцы туда не допускались, в городе царила социальная спра¬ведливость. «Сказания о Китеже включали рассказы о людях, давших обет уйти в Китеж и писавших оттуда письма о колокольном звоне, который можно услышать на берегу озера. Ки¬тежу придавался характер убежища последова¬телей старой веры» (А.В. Чернецов). КИТОВРАС — персонаж древнерусских книж¬ных легенд эпохи распространения христианства, скорее всего, производное от греко-семитского кентавра. Упоминается в XIV веке в рукопис¬ных текстах как чудовище-кентавр, иногда с кры¬льями. В большинстве случаев Китоврас, по желанию, помогает царю Соломону строить храм, состязает¬ся с ним в мудрости. В некоторых вариантах ле¬генд Китоврас наделен чертами оборотня — днем он правит людьми, а ночью оборачивается зверем и становится царем зверей. «Легенды о Соломоне и Китоврасе получили на Руси самостоятель¬ное развитие. В них о Китоврасе рассказывает¬ся, что он был родным братом Соломона. По¬имка Китовраса связывается с предательством его неверной жены, которую он носил в ухе» (А.В. Чернецов). КИТ-РЫБА — прародитель всех рыб, всем ры¬бам мать. Он держит на себе Землю. Когда же повернется, тогда Мать-Земля всколыхнется. Счи¬тали, что если Кит-рыба уплывет, то конец белому свету настанет. Многие древние народы верили, что Земля лежит на спинах китов (кита) или сло¬нов. Существовало такое поверье и у древних сла¬вян. «И куда-то нырнул Кит-рыба. Кит-рыба — мать рыбам — покинул землю. А когда-то любил свою землю: когда строили землю, лег Кит в ее основу и с тех пор держит все на своих плечах» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). «Вот въезжает на поляну /Прямо к морю-окияну; /Поперек его лежит /Чудо-юдо рыба-кит...» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»). КНЯЗЬ СЛАВЕН — историческое лицо, сла¬вянский вождь, время правления неизвестно. Древняя летопись донесла до нашего времени такие слова: «В лета 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого езера Ильмеря по реце Волхову полтретья поприща». КОНЕК-ГОРБУНОК — персонаж русских ска¬зок, относится к полуконям, по внешнему виду впо¬ловину или намного меньше героических коней бога, невзрачен, иногда даже уродлив (горб, длинные уши и т.д.): «Да еще рожу конька /Ростом только в три вершка, /На спине с двумя горбами /Да с аршинными ушами» (П.П. Ершов. «Конек-горбу¬нок»). В метафорическом смысле это именно полу-конь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает доб¬ро и зло, активен в утверждении добра (это оста¬лось от берегинь). «Но конька не отдавай /Ни за пояс, ни за шапку, /Ни за черную, слышь, бабку. /На земле и под землей /Он товарищ будет твой» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»). КРАДА — жертвенный алтарь, горящий жерт¬венник, костер. На нем сжигали мертвых, чтобы душа быстрее достигла небес, и прино¬шения.
Hosted by uCoz