СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Исполин¬ский спутник Перуна. Если Перун разгуляется, то с гор камни выворачивает, деревья валит, реки зап¬руживает завалами. Горыня обладает сверхчелове¬ческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. Если предпо¬ложить, что имя это происходит от слова «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий: Го¬рыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода. ГРИМТУРСЫ (великаны инея) — демоны зимы, враги земледелия и урожаев. ДИВИИ НАРОДЫ (бич божий) — изначально великаны разрушительных бурь и гроз. Мифические сказа¬ния о них в средние века были перенесены на су¬ровых кочевников, беспощадно опустошавших русскую землю и названных потому «бичем божьим». ДИВЫ — облачные духи, великаны и лешие. У сербов Див — великан, у болгар — бурный вихрь. Собственно «див» означает: светлый, блестящий — и принималось славянскими племенами за на¬звание небесного свода; но так как, с одной сторо¬ны - небо есть царство грозовых туч, а с ними соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов, и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях пред¬ки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то слово «див» стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов (див, дый, диавол). ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ — мифологизирован¬ный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он входит в качестве среднего брата в богатырс¬кую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь. «Средняя» позиция его объяс¬няет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша По¬пович разделятся. Если в Илье Муромце подчер¬кивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин. В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхож-дение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его пле¬мянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя. Его «вежество», знание манер постоянно подчеркива¬ется в былинах; он поет и играет на гуслях, искус¬но играет в шахматы, побеждая непобедимого зна¬тока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе. Его прообразом принято считать дядю Владимира по матери.
ДУБЫНЯ (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) — персонаж восточнославянских сказок; лес¬ной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство. «Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет». В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного ге¬роя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство. ДУНАЙ — сильномогучий богатырь. В былине богатырь Дунай разливается рекою: «И падал он на нож да ретивым сердцем; /С того ли времени, от крови горячия /Протекала матушка Дунай-река». Очевидно, что в основе этого мифа лежит предание об исполинах - дождевых тучах. Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай пред¬ставлялся как главное место, родина, притягиваю¬щая к себе все остальные реки; как рубеж, за кото¬рым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоцииро¬вались мотивы женщины, изобилия и мирной жиз¬ни, культ реки, ее плодотворящих вод. ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ (Руслан, Уруслан Залазарович) — герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жерт¬ву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами.
Hosted by uCoz