СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Халы могут, чаще всего в ка¬нун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимается вихрь. Чело¬век, захваченный таким вихрем, может сойти сума» (Н.И. Толстой). Халы иногда превраща¬ются в людей и животных, при этом видеть их может только шестипалый человек. ЦАРЬ-ЗМЕЙ — старинный метафорический язык уподоблял солнце не только золоту, но и дра¬гоценному камню и блестящей короне. Змей-облачитель солнца носит на голове золотую корону, а во время весенней грозы и дождя, просветляющих лик солнца, он сбрасывает с себя эту корону. Миф этот с течением времени перенесен был на землю, на земных змеев, которые, по поверью, имеют у себя царя, украшенного чудною короною, которую он снимает только тогда, когда купается. ЧЕРНОМОРСКИЙ ЗМЕИ (Черномор) — царь подводного мира и темного царства, муж ца¬рицы Белорыбицы. ЧЕРНЫЙ ЗМЕИ — воплощение всех темных сил. В западно-славянской традиции он — Чернобог. ЯЩЕР (Юша) — змей-владетель подземного царства. Ящер часто встречается в народных пес¬нях, иногда, утратив древний смысл символики, в этих песнях его называют Яша.
Словарь женских волшебных персонажей
БЕЛАЯ ЗМЕЯ — олицетворение летнего, бело-снежного, т.е. озаренного солнечными лучами, об¬лака, и потому в преданиях стоит в близкой связи с другим олицетворением дождевого облака — белою женою: и та, и другая стерегут живую воду; и белые жены нередко принимают на себя змеи¬ный образ. Вкусить мясо белой змеи — то же, что испить воды мудрости и услышать вещие глаголы грозовых птиц и животных. БЕЛЫЕ ЖЕНЫ И ДЕВЫ — прекрасные ним¬фы вод (т.е. дождевых источников); являясь в лет¬нюю пору в легких, белоснежных облачных тка¬нях, озаренных яркими лучами солнца, в зимние месяцы они одеваются в черные, траурные покро¬вы и подвергаются злому очарованию. Они осуж¬дены пребывать в заколдованных (захваченных нечистою силою) или подземных замках, в недрах гор и в глубоких источниках, оберегают сокрытые там клады — несчетные богатства в золоте и дра¬гоценных каменьях, и нетерпеливо ждут своего из¬бавителя. На избавителя накладывается тяжелое испытание: он должен держать деву за руку и хра¬нить строгое молчание, не устрашаясь дьявольских видений; поцелуем своим он уничтожает влияние колдовства. В известные дни года жены и девы эти показываются невдалеке от своих жилищ очам смертных, преимущественно невинным детям и бед¬ным пастухам, показываются они обыкновенно вес¬ною, когда цветут майские цветы, в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже наступившем пробуждении природы от зимнего сна. БЕРЕГИНЯ (баба-гормнинка, баба-алатырка, врегина, перегиня) — облачная дева. Древнейшее значение слова «брег» — «гора», а потому назва¬ние «берегиня» могло употребляться в смысле горыни (горный дух), и вместе с тем служит для обозначения водяных дев, блуждающих по берегам рек и потоков (старославянское «прегыня» — «холм, поросший лесом», но вероятно смешение со словом оберег»; слово «врегина» известно в лу¬жицком языке как название злого духа). Паисьевский сборник и рукописи новгородского Софийс¬кого собора упоминают о требах, поставляемых рекам, источникам и берегиням. Берегини охраня¬ли человека — дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они получили собственные или собствен¬ные групповые имена (русалки, домовые и т.п.). БОЛОТНИЦА (омутница, лопатница) — водя¬ная дева. В зависимости от того, где живут водя¬ные девы, они получают соответствующие назва¬ния. Водяную деву, живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов — омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками. БРОДНИЦЫ — относятся к берегиням, охра¬няющим броды. Это водяные девы, предпочитаю¬щие селиться в тихих заводях. По преданиям, они мирно сосуществуют с бобрами. Бродницы строят из хвороста броды и содержат их в полном поряд¬ке. Если врага почуют, незаметно разрушат брод, запутают и заведут в омут. «...И водяные Бродни¬цы, плавая тихо, волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навое из темных мо¬гил» (А.М.
Hosted by uCoz