Словарь
Халы могут, чаще всего в ка¬нун больших праздников, водить хоровод («коло»), и тогда поднимается вихрь. Чело¬век, захваченный таким вихрем, может сойти сума» (Н.И. Толстой). Халы иногда превраща¬ются в людей и животных, при этом видеть их может только шестипалый человек.
ЦАРЬ-ЗМЕЙ — старинный метафорический язык уподоблял солнце не только золоту, но и дра¬гоценному камню и блестящей короне. Змей-облачитель солнца носит на голове золотую корону, а во время весенней грозы и дождя, просветляющих лик солнца, он сбрасывает с себя эту корону. Миф этот с течением времени перенесен был на землю, на земных змеев, которые, по поверью, имеют у себя царя, украшенного чудною короною, которую он снимает только тогда, когда купается.
ЧЕРНОМОРСКИЙ ЗМЕИ (Черномор) — царь подводного мира и темного царства, муж ца¬рицы Белорыбицы.
ЧЕРНЫЙ ЗМЕИ — воплощение всех темных сил. В западно-славянской традиции он — Чернобог.
ЯЩЕР (Юша) — змей-владетель подземного царства. Ящер часто встречается в народных пес¬нях, иногда, утратив древний смысл символики, в этих песнях его называют Яша.
Словарь женских волшебных персонажей
БЕЛАЯ ЗМЕЯ — олицетворение летнего, бело-снежного, т.е. озаренного солнечными лучами, об¬лака, и потому в преданиях стоит в близкой связи с другим олицетворением дождевого облака — белою женою: и та, и другая стерегут живую воду; и белые жены нередко принимают на себя змеи¬ный образ. Вкусить мясо белой змеи — то же, что испить воды мудрости и услышать вещие глаголы грозовых птиц и животных. БЕЛЫЕ ЖЕНЫ И ДЕВЫ — прекрасные ним¬фы вод (т.е. дождевых источников); являясь в лет¬нюю пору в легких, белоснежных облачных тка¬нях, озаренных яркими лучами солнца, в зимние месяцы они одеваются в черные, траурные покро¬вы и подвергаются злому очарованию. Они осуж¬дены пребывать в заколдованных (захваченных нечистою силою) или подземных замках, в недрах гор и в глубоких источниках, оберегают сокрытые там клады — несчетные богатства в золоте и дра¬гоценных каменьях, и нетерпеливо ждут своего из¬бавителя. На избавителя накладывается тяжелое испытание: он должен держать деву за руку и хра¬нить строгое молчание, не устрашаясь дьявольских видений; поцелуем своим он уничтожает влияние колдовства. В известные дни года жены и девы эти показываются невдалеке от своих жилищ очам смертных, преимущественно невинным детям и бед¬ным пастухам, показываются они обыкновенно вес¬ною, когда цветут майские цветы, в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже наступившем пробуждении природы от зимнего сна. БЕРЕГИНЯ (баба-гормнинка, баба-алатырка, врегина, перегиня) — облачная дева. Древнейшее значение слова «брег» — «гора», а потому назва¬ние «берегиня» могло употребляться в смысле горыни (горный дух), и вместе с тем служит для обозначения водяных дев, блуждающих по берегам рек и потоков (старославянское «прегыня» — «холм, поросший лесом», но вероятно смешение со словом оберег»; слово «врегина» известно в лу¬жицком языке как название злого духа). Паисьевский сборник и рукописи новгородского Софийс¬кого собора упоминают о требах, поставляемых рекам, источникам и берегиням. Берегини охраня¬ли человека — дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они получили собственные или собствен¬ные групповые имена (русалки, домовые и т.п.). БОЛОТНИЦА (омутница, лопатница) — водя¬ная дева. В зависимости от того, где живут водя¬ные девы, они получают соответствующие назва¬ния. Водяную деву, живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов — омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками. БРОДНИЦЫ — относятся к берегиням, охра¬няющим броды. Это водяные девы, предпочитаю¬щие селиться в тихих заводях. По преданиям, они мирно сосуществуют с бобрами. Бродницы строят из хвороста броды и содержат их в полном поряд¬ке. Если врага почуют, незаметно разрушат брод, запутают и заведут в омут. «...И водяные Бродни¬цы, плавая тихо, волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навое из темных мо¬гил» (А.М.
Словарь женских волшебных персонажей
БЕЛАЯ ЗМЕЯ — олицетворение летнего, бело-снежного, т.е. озаренного солнечными лучами, об¬лака, и потому в преданиях стоит в близкой связи с другим олицетворением дождевого облака — белою женою: и та, и другая стерегут живую воду; и белые жены нередко принимают на себя змеи¬ный образ. Вкусить мясо белой змеи — то же, что испить воды мудрости и услышать вещие глаголы грозовых птиц и животных. БЕЛЫЕ ЖЕНЫ И ДЕВЫ — прекрасные ним¬фы вод (т.е. дождевых источников); являясь в лет¬нюю пору в легких, белоснежных облачных тка¬нях, озаренных яркими лучами солнца, в зимние месяцы они одеваются в черные, траурные покро¬вы и подвергаются злому очарованию. Они осуж¬дены пребывать в заколдованных (захваченных нечистою силою) или подземных замках, в недрах гор и в глубоких источниках, оберегают сокрытые там клады — несчетные богатства в золоте и дра¬гоценных каменьях, и нетерпеливо ждут своего из¬бавителя. На избавителя накладывается тяжелое испытание: он должен держать деву за руку и хра¬нить строгое молчание, не устрашаясь дьявольских видений; поцелуем своим он уничтожает влияние колдовства. В известные дни года жены и девы эти показываются невдалеке от своих жилищ очам смертных, преимущественно невинным детям и бед¬ным пастухам, показываются они обыкновенно вес¬ною, когда цветут майские цветы, в такое время, с которым соединяется мысль о грядущем или уже наступившем пробуждении природы от зимнего сна. БЕРЕГИНЯ (баба-гормнинка, баба-алатырка, врегина, перегиня) — облачная дева. Древнейшее значение слова «брег» — «гора», а потому назва¬ние «берегиня» могло употребляться в смысле горыни (горный дух), и вместе с тем служит для обозначения водяных дев, блуждающих по берегам рек и потоков (старославянское «прегыня» — «холм, поросший лесом», но вероятно смешение со словом оберег»; слово «врегина» известно в лу¬жицком языке как название злого духа). Паисьевский сборник и рукописи новгородского Софийс¬кого собора упоминают о требах, поставляемых рекам, источникам и берегиням. Берегини охраня¬ли человека — дома и в лесу, на суше и на воде. Позднее они получили собственные или собствен¬ные групповые имена (русалки, домовые и т.п.). БОЛОТНИЦА (омутница, лопатница) — водя¬ная дева. В зависимости от того, где живут водя¬ные девы, они получают соответствующие назва¬ния. Водяную деву, живущую на болоте, называют болотницей. Любительницу омутов — омутницей. По поведению и характеру они сходны с русалками. БРОДНИЦЫ — относятся к берегиням, охра¬няющим броды. Это водяные девы, предпочитаю¬щие селиться в тихих заводях. По преданиям, они мирно сосуществуют с бобрами. Бродницы строят из хвороста броды и содержат их в полном поряд¬ке. Если врага почуют, незаметно разрушат брод, запутают и заведут в омут. «...И водяные Бродни¬цы, плавая тихо, волновали синие воды и, чаруя глубокие недра, призывали навое из темных мо¬гил» (А.М.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Вперед >>