СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
В России — это старые маленькие существа женского пола, которые сидят на печи, прядут по ночам пряжу и все шепчут да подпрыгивают, а в людей бросают кирпичами. В Пошехонье Мара - красивая, вы¬сокая девушка, одетая во все белое, относят ее к полевым духам. В Олонецкой губернии мара - невидимое существо, живущее в доме помимо до¬мового, с явными признаками кикиморы (прядет по ночам на прялке, которую забыли благосло¬вить, рвет куделю, путает пряжу). У северных ве-ликороссов мара - мрачное привидение, которое днем сидит невидимкой за печью, а по ночам вы¬ходит проказить с веретенами, прялкой и начатой пряжей. МЕЖЕВИК — брат луговика (лугового), такой же маленький, в одежде из травы, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее, так же, как и брат, ищет пищу своему родителю-полевику. Наказывает он тех, кто нарушил межу, переходит ее незаконно, устанавливает и поправляет вешки, по¬могает работящим хозяевам в поле. Но если нахо-дит спящего на меже человека, то наваливается на него, шею травой заплетает и душит. МОРА — злой дух болезней и смерти; в Сербии и Черногории признается за демонического духа, который вылетает из ведьмы в виде мотылька (об¬щепринятое представление души), «притискуе и дави» по ночам сонных людей и «дыханье им зауставльа». МОРНАЯ КОРОВА (Коровья или Товаряча Смерть, сибирская язва) — чума рогатого скота; безобразная старуха, у которой руки с граблями; сама редко заходит в села, а большею частию ее завозят невидимою. Показывается она преимущественно осе¬нью и ранней весной, когда скотина начинает стра¬дать от бескормицы и дурной погоды. Коровья Смерть нередко принимает на себя образ черной собаки или коровы и, разгуливая между стадами, заражает скот. В Томской губернии сибирская язва представлялась в виде высокого мохнатого челове¬ка, с копытами на ногах; он живет в горах и выхо¬дит оттуда, заслыша проклятья: «язви те!», «пятнай те!». МОРСКИЕ ЛЮДИ (Фараоны) — на Украине о них говорят - «що половина чоловика, а по¬ловина риби». Когда волнуется море, на поверх¬ность его выплывают морские люди и поют пес¬ни. В других местах этих морских людей называют фараонами, смешивая старинное предание о моря¬нах с библейским сказанием о Фараоновом воин¬стве, потонувшем в волнах Черного моря. Рас¬сказывают, что люди эти — с рыбьими хвостами и что они обладают способностью предсказывать будущее. МОХОВОЙ — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Моховой обхо¬дит всякого, углубившегося в чащу. Он либо заве¬дет в такое место, из которого трудно выбраться, либо заставит кружить по лесу на одном и том же месте. Обычно моховой не ведет людей на поги¬бель, а лишь вымучит, да и отпустит. НАВЬ (навье, навы) — изначально – нижний мир в славянском трехуровневом мировосприятии. В поздней славянской мифологии воплощение смерти. В старинных русских памят¬никах навье — мертвец. Родственное имя само¬стоятельного божества есть в списке польских бо¬гов. У других славянских народов это — целый класс мифологических существ, связанных со смер¬тью. В Галиции существует предание о счастливом народе «рахмане», живущим за черными морями. В южной Руси этот народ называют навы, празднуемый ими Велик день — навьский или русаль¬ный. Болгарские нави — злые духи, двенадцать колдуний, которые сосут кровь у родильниц. У болгар также мальчики мертворожденные или умер¬шие без крещения становятся духами-навяками. «В Навий день, на Радуницу, справляли здесь «оклички» покойников» (П.И. Мельников-Печерский. «В лесах»). НЕЖИТЬ — существа без плоти и души – все, что не живет человеком, но имеет человеческий облик. Слово это образовалось от глагола «жить» с отрицательной частицею «не» и по значению сво¬ему прямо соответствует Моране (смерти) и по¬вальным болезням, известным у славян под общим названием мора. Нежить многолика. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Многие имена собствен¬ные у персонажей, относящихся к нежити, связа¬ны с местом их обитания: леший, полевик, омутник и т.д.
Hosted by uCoz