СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
ОТЕТЬ — домовой дух, крайняя степень лени (трудиться – потеть, лениться – отеть). ПЛАНЕТНИКИ — мифические существа, пре-бывающие в дождевых и градовых тучах, управля¬ющие движением туч, осадками, ветром, погодой. В период распространения христианства добавилось, что в них превращаются дети, умершие некрещенны¬ми, скинутые или присланные матерью, отравлен¬ные или умерщвленные; утопленники, висельники и др. нечистые покойники, дети богинок и стригоней (упырей). Меж тем, признание в христианстве существования различных божеств, духов, ангелов, архангелов и т.д., то есть не людей (бестелесных) говорит о признании христианством многобожия и об отнесении этой религии к язычеству. Планетниками могли становиться также двоедушники, которые во время грозы, бури переносились на небо. Иногда планетники спадали на землю с туч вместе с ливнем или сходили на землю, чтобы поправить оборвавшуюся веревку. Планетник мог опуститься на границу сел, шел к ближайшему селу и просил у первого встречного молока от черной коровы и яйца от черной курицы, а затем возвращался на границу и оттуда вме¬сте с туманом возносился на свою тучу. Планетни¬ки бывали дружественны по отношению к встречным людям, предупреждали их о буре и граде. Считает¬ся, что планетники питаются в облаках мукой, ко-торую люди бросают на ветер или в огонь, чтобы защититься от града. Планетниками могли назы¬вать и обыкновенных людей, умевших предсказы¬вать погоду и отгонять тучи от своего села (с по¬мощью острых железных орудий, особой палки, которой разнимали лягушку и ужа, специального заговора-молитвы и т.п.). ПОДМЕНЫШ — иногда вместо похищенного дитя мары подкладывают своего ребенка. Такой подменыш отличается злым характером: он кова¬рен, дик, необыкновенно силен, прожорлив и крик¬лив, радуется всякой беде, не произносит ни слова — пока не будет вынужден к тому какою-либо угрозою или хитростью, и тогда голос его звучит как у старика. Где он поселяется, тому дому приносит несчастья: скот заболевает, жилье ветшает и разваливается, предприятия не удаются. Он имеет склонность к музыке, что обнаруживается и быст¬рыми успехами его в этом искусстве, и чудесною силою его игры: когда он играет на каком-нибудь инструменте, то все — и люди, и животные, и даже неодушевленные вещи предаются неудержи¬мой пляске. Чтобы узнать, действительно ли ребе-нок подменен, надо развести огонь и кипятить воду в яичной скорлупе, тогда подменыш восклицает: «Я стар, как древний лес, а не видал еще, что¬бы варили в скорлупе яйца!» — и вслед затем исчезает. ПОЛЕВОЙ — дух, приставленный охранять хлеб¬ные поля. Внешний облик полевика в народной мифологии смутен. В некоторых местах представ¬ляется в виде уродливого, маленького человечка. Относительно доброго, но проказливого нрава, полевик имеет много общего с домовым, но по харак¬теру самих проказ он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото и в особеннос¬ти потешается над пьяными пахарями. У полевиков в отличие от прочей нечисти, любимое время — полдень. Как все нечистые духи, полевики — взя¬точники, гордецы и капризники. «Другой стари¬чок — процвел в безбрежной степи посреди ковыля, где и журавли, и драхвы с головами хоронятся и верховного латника с копьем вмес-те не видно: там закопал себя старичок в зем¬лю по пояс и терпит, как его гложет сыпучий червь, а сам кушает только козявочек, которые сами ему в рот ползут; и этот пустынник на¬зывается старик Полевик, а веку ему пятьсот годов» из «Час воли божьей»). ПОЛЕВОЙ ДЕД (полевик, гречуха, жыцень) — житный дух; в летнюю половину года обитает на нивах. Когда хлеб поспеет и поселяне начина¬ют жать или косить его, полевик бежит от взма¬хов серпа и косы и прячется в тех колосьях, ко-торые еще остаются на корню; вместе с последне-срезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Этот сноп наряжают куклою и ставят его на почетном месте, под образами. Верят, что пребывание ее в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословенье.
Hosted by uCoz