СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
На острове Буяне сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; на этом же острове восседают и дева Зоря, и Перун. «Ветер весело шумит, /Судно весело бежит /Мимо ос¬трова Буяна, /К царству славного Салтана, / И желанная страна /Вот уж издали видна» (А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»). БЫСТРОЗОРКОЙ — мифологизированный персонаж сказок. У чехов и словаков — это вели¬кан, от всевидящих и острых взглядов которого воспламеняется огнем все, что только может го¬реть, а скалы трескаются и рассыпаются в песок. У русских — могучий старик с огромными бровя¬ми и необычайно длинными ресницами; брови и ресницы у него так заросли, что совсем затемнили зрение. Чтобы он мог взглянуть на мир, нужны несколько силачей, которые бы смогли под¬нять ему брови и ресницы железными вилами. Он страшный истребитель, который взглядом своим убивает людей. Олицетворение бога-громовника.
ВОЛК-САМОГЛОТ — волк-туча, пожиратель небесных светил, в народных сказках носит харак¬теристическое название волка-самоглота. Он живет на море-окияне (т.е. на небе), пасть у него страш¬ная, готовая проглотить всякого супротивника, под хвостом у волка — баня, а в заду — море: если в той бане выпариться, а в том море выкупаться, то станешь молодцем и красавцем. Он добывает ска¬зочному герою гусли-самогуды. Волк-туча хранит в своей утробе живую воду дождя, с которою нераздельны понятия силы, здоровья и красоты. Соглас¬но с метафорическим названием дождя молоком, этот сказочный волк заменяется иногда молочною рекою с кисельными берегами, которая всех питает и всем дарует красоту и силу. ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ (Волх, Вольга) — мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств: «...Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей... Молодой Вольга до¬гадался, обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашами, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами» (Рус¬ская былина). Чудесно его рождение: мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея, и вскоре появился Волх. Сюжет о Волхе Всеславьевиче и его походе на Индию принадлежит к наибо¬лее архаичному слою в русском былинном эпосе с широко представленной стихией чудесного, волшеб¬но-колдовского, магического, слиянностью челове¬ческого и природного начал. ВОЛЧЕЦ — колючая сорная трава, напоминаю¬щая своими иглами острые стрелы (т.е. растение, способное всполошить, испугать чертей). ВЫРИЙ (вирий, ирий, урай) — в восточносла¬вянской мифологии древнее название рая и райс¬кого мирового дерева, у вершины которого обита¬ли птицы и души умерших. В народных песнях весеннего цикла сохранился мотив отмыкания клю¬чом вырия, откуда прилетают птицы. Согласно украинскому преданию, ключи от вырия некогда были у вороны, но та прогневала бога, и ключи передали другой птице. С представлением о вырии связаны магические обряды погребания кры¬ла птицы в начале осени. ГЕРМАН (Джерман) — в южнославянской ми¬фологии персонаж, воплощающий плодородие. Во время болгарского обряда вызывания дождя пред¬ставляется глиняной куклой с подчеркнутыми муж¬скими признаками. В заклинаниях говорится, что Герман умер от засухи (или дождя): женщины хо¬ронят его в сухой земле (обычно на песчаном берегу реки), после чего должен пойти плодоносный дождь. ГОГИ И МАГОГИ — библейские народы, живущие на севере от мест проживания: « Сын человеческий! обрати лицо свое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала...от пределов севера.» (Иез.38: 2,3,6). Стараниями христианских проповедников мы узнали, что такие народы, свирепы пуще лютых зверей и едят живых людей; у иного один глаз — и тот во лбу, а у иного три глаза; у одного одна только нога, а у иного три, и бегают они так быстро, как летит из лука стрела.
Hosted by uCoz