СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
ПОЛИСУН (Лисун, Лисовик) — властелин ле¬сов, которого народная фантазия изображает мох¬натым и с козлиными ногами. Тождественен волчье¬му пастырю. ПОПУТНИК — дух, способствующий челове¬ческим делам, их успеху. ПРИВИДЕНИЕ (призрак) — душа умершего или отсутствующего существа, которая может привидеться живому человеку. Обычное место оби¬тания — в заброшенных домах и на кладбищах или в лесу, рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки, если обернешься — умрешь. ПРОКУДЫ — одно из прозваний домовых ду¬хов; плуты, неслухи, проказники. ПУЩЕВИК — лесной дух, живущий в непро¬ходимой пуще. «Всякое движение здесь, кажет¬ся, замерло; всякий крик пугает, до дрожи и му¬рашек в теле. Колеблемые ветром древесные стволы трутся один о другой и скрипят с та¬кой силой, что вызывают у наблюдателя ост¬рую ноющую боль под сердцем. Здесь чувство тягостного одиночества и непобедимого ужаса постигает всякого, какие бы усилия он над собой ни делал. Здесь всякий ужасается своего ничто¬жества и бессилия» (С.В. Максимов. «Нечис¬тая, неведомая и крестная сила»). РЖАНИЦА — дух, живущий на полосах ржи. Все растительное царство представлялось древне¬му человеку воплощением стихийных духов, кото¬рые, соединяя свое бытие с деревьями, кустарни¬ками и травами (облекаясь в их зеленые одежды), чрез то самое получали характер лесных, полевых или житных гениев. Ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи в небольшой вершок ши¬риной, по которым все колосья срезаны. САРАЙНИК — дворовый дух, местом житель¬ства которого является сарай. Точно также, как и другие дворовые духи: Овинник, Клетник, Огуменник, Хлевник, Сарайник то мироволит, то, без всяких видимых поводов, начинает проказить, ду¬рачить, причиняя постоянные беспокойства, явные убытки в хозяйстве. В таких случаях применяют решительные меры и, вместо ласки и угождении, вступают с ним в открытую борьбу. САТАНАИЛ (сатана) — в славянских сказани¬ях злой дух. Имя Сатанаил восходит к христианс¬кому сатане, однако функция Сатанаила связана с архаическими дуалистическими мифологиями. В дуалистической космогонии Сатанаил — противник бога-демиурга. В средневековом южнославян¬ском и русском «Сказании о Тивериадском море» Тивериадское озеро в Палестине представлено как первичный безбрежный океан. Бог опускается по воздуху на море и видит Сатанаила, плавающего в облике го¬голя. Сатанаил называет себя богом, но признает, истинного Бога «Господом над всеми господами». Бог велит Сатанаилу нырнуть на дно, вынести песку и кремень. Песок Бог рассыпал по морю, создав землю, кремень же разломил, правую часть оста¬вил у себя, левую отдав Сатанаилу. Ударяя посо¬хом о кремень, Бог создал ангелов и архангелов, Сатанаил же создал свое бесовское воинство. «...Волхвы поведали о том, как бог мылся в бане, вспотел и отерся ветошкой, которую сбросил с небес на землю. Сатана стал спорить с Богом, кому из нее сотворить человека (сам он сотво¬рил тело, Бог вложил душу). С тех пор тело остается в земле, душа после смерти отправля¬ется к Богу» («Повесть временных лет»). СМЕРТЬ — мифическое существо; русские па¬мятники (старинные рукописи, стенная живопись и лубочные картины) изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобия че¬ловеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и про¬валившимся носом, потому народ и называет ее курносою. Смерть признавалась нечистою, злою силою, оттого и в языке, и в поверьях она сбли¬жается с понятием мрака (ночи) и холода (зимы). «...Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается... Смерть (это была она) и гово¬рит: «Я послана господом взять у тебя душу!» (сб. Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»). СПЕХИ И СПОРЫНЬИ — духи, споспешествуюшие человеческим делам.
Hosted by uCoz