СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Ямы-то наши земляные без окон стояли. Подымем решето к солнцу, наберем полным-полно света, через край льется, а только что в яму — и нет ничего. А Божье солнце все выше и выше, уж припекать стало... Тут и вышло такое — начали мы пле¬вать на солнце. И превратились вдруг в камни» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану») КИКИМОРА (Шишимора) — дворовый дух, который считается злым и вредным для домашней птицы. Обычное место поселения — курятники, те углы хлевов, где садятся на насест куры. В курятниках вешают камни, т.н. «курячьи боги» для того, чтобы кикиморы не давили кур. Занятие ки-кимор прямое — выщипывать перья у кур и наво¬дить на них «вертун» (когда они кружатся, как угорелые, и падают околевшими). Кикиморы треп¬лют и сжигают куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Кикимор представляют безобразными карликами или малютками, у кото¬рых голова — с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они наделены способностью яв-ляться невидимками, быстро бегать и зорко видеть на далекие пространства; бродят без одежды и обу¬ви, никогда не стареются и любят стучать, гре¬меть, свистать и шипеть. В Вологодской губернии за ними числятся и добрые свойства: в летнее вре¬мя сторожат гороховища, умелым и старательным хозяйкам покровительствуют, убаюкивают по но¬чам маленьких ребят, невидимо перемывают крин¬ки и оказывают разные услуги по хозяйству. На¬оборот, ленивых баб они ненавидят и пугают. Имя кикиморы, сделавшееся бранным словом, употребляется в самых разнообразных случаях: так зовут и нелюдимого домоседа, и женщину, которая очень прилежно занимается пряжей. «— Га! — прыс¬нул тонкий голосок,— ха! ищи! а шапка вон на жерди..: Хи-хи!.. хи-хи! А тот как чебурахнулся, споткнувшись на гладком месте!.. Ле¬бедкам-молодухам намяла я бока... Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином плюнула во щи, а Деду в бороду пчелу пустила. Аукнула-мяук¬нула под поцелуи, хи!.. — Вся затряслась Ки¬кимора, заколебалась, от хохота за тощие животики схватилась» (А.М. Ремизов. «Сказ¬ки»). «В заколдованных болотах там кикимо¬ры живут,/Защекочут до икоты и на дно уво¬локут» (В.С. Высоцкий. «Песня о нечисти») ЛАУМЫ — облачные девы, властительницы гроз, бурь и дождевых ливней. По различному влиянию этих небесных явлении, то благотворных, то раз¬рушительных, лаумы представляются частью свет¬лыми нимфами несказанной красоты, частью безобразными и демоническими злобными старухами. Бог-громовник преследует в любовном экстазе пол¬ногрудых облачных нимф, быстро убегающих от его губительных объятий, разит их своими молни¬еносными стрелами, и, проливая на землю молоко-дождь, разносит на части летучие облака-груди. Лаумы живут в лесах, полях и в воде. Характер их двойственен. Когда лаума показывается в зеле¬ной одежде — это знак будущего урожая, если же она облекается в красное платье, то предвещает кровавую, губительную войну, а если в черное, то сулит всеобщий голод и мор. Соответственно их представляют то благотворными юными красави¬цами, то злобными и безобразными старухами. Они также крадут и подменивают новорожденных мла¬денцев, налегают на сонных людей, давят их в грудь или живот, и любят заниматься пряжею и тканьем. Если они найдут неубранную прялку, охотно садятся за работу, готовую же пряжу уносят с со¬бою. Как ни искусно прядут и ткут лаумы, сами они не умеют ни начать, ни кончить своей работы — чем существенно и отличается их механический, бес¬цельный труд от разумного труда человека. ЛЕСНЫЕ ДЕВЫ — облачные нимфы, олицет¬ворение зеленых дубрав. ЛЕТАВИЦА (Ветренница, Прелестница, Дикая баба) — дух, который слетает на землю падучей звездою и принимает на себя человеческий образ — мужской или женский, но всегда юный, прекрасный, с длинными желтыми волосами. Сила Летавицы в ее красных сапогах, с помощью которых она также летает. Исчезает она с первыми лучами солнца. «.Слышали вы о Летавице? Красота ее еще краше всех, лицо ее девичье, вольные волосы золотые до самой земли. Всякую ночь приходит она: или ложится в ногах, или станет и смот¬рит всю ночь и.
Hosted by uCoz