СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Внешним видом дворовой похож на доможила. Он в дружбе всегда только с козлом и собакой, ос¬тальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно не терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей - знающий хозяин старается не держать такую живность. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. ДРЕМА — вечерний и ночной дух. Любит де¬тей, а со взрослыми не так нежен. Приходит в сумерки. «Люлю, Дрема пришла, /По-под зыбочку брела, /К Саше в люлючку легла. /Сашу ручкой обняла» (колыбельная песня). ЖИРОВИК — одно из многочисленных про¬званий домового-доможила. Жировиком называ¬ют его за то, что любит жить в тепле и холе. Еще зовут «лизень» или «лизун» за некоторые жи¬тейские привычки: возится по ночам с посудой, вылизывает ее, любит лизнуть горячие блины да оладьи. Жить предпочитает за печкой или в под¬полье, любит вертеться возле печки. Существо незримое. «Ой, бабушка, иди домой, лизун при¬шел, муку слизал овсяную, оржаную, пшенич¬ную, лапшинную... А язык-от у лизуна как терка...» (Е.Честняков. «Бывальщина»). ЗЛЫДНИ — злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой, остаются неви¬димыми и приносят дому несчастья: как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сги¬нет и вместо довольства наступит нищета. Суще¬ствует заклятие: «Нехай его злидни побьют!». Своим крохотным ростом и неугомонным харак¬тером они напоминают домовых карликов и тем самым дают свидетельство о древнейшей связи мифических олицетворении судьбы и смерти со стихийными грозовыми духами (другое свидетель¬ство — способность превращений). В народной сказке они играют ту же роль, что и Горе, Лихо и Недоля. У белорусов сохранилась пословица: «Впросилися злыдни на три дни, а в три годы не выживешь!» Злыдни странствуют по свету и располагаются на житье обществами; точно так¬же, по свидетельству народных поговорок, «Беда не приходит одна», «Беды вереницами ходят». Украинское «Бодай вас злидни побили!» — по¬желание несчастья, «к злидню» — к черту. «Сми¬луйся, мать, посмотри, вон твой сын с куском хлеба и палкой бросил дом и идет по катучим камням — куда глаза глядят, а злыдни — спут¬ники горя, обвиваясь вокруг шеи, шепчут на уши: «Мы от тебя не отстанем!» (А.М. Ре¬мизов. «К Морю-Океану»).
ИГОША — родственен кикиморе; мертворожден¬ный ребенок, недоносок, выкидыш, уродец без рук и без ног, который поселяется в избе и тревожит домохозяев своими проказами. ИЧЕТИК — злой дух из рода водяных. Также как и водяной, ичетик живет в реках и других водоемах. По своим функциям он является помощ¬ником водяного (у водяного много помощников и кроме него — например, русалки и шишиги). Всю мелкую работу выполняет ичетик — берега под¬мывает, мостики разрушает, посевы заливает. Об¬ликом он похож на водяного, только ростиком не вышел. Как и вся нежить любит играть в карты, пить бражку. Спит с Никиты осеннего до Никиты вешнего.
КАЖЕННИК — человек, которого обошел ле¬ший, — теряет смысл и память. КАРАКОНДЖАЛЫ (караконджулы, караконджо) — у южных славян водяные демоны. Вы¬ходят из воды или из пещер и нечистых мест на период Рождества. Выступают в облике коней с человеческой головой и двумя руками или крыль¬ями; голых людей, покрытых колючками; лохма¬тых красных или черных бесов с хвостами и рогами; маленьких человечков, приманивающих лю¬дей ко льду; в облике собаки, овцы, теленка или косматого, рогатого и хвостатого человека. «Счи¬талось, что они после полуночи нападают на людей, ездят на них верхом до первых петухов или первого крика осла, гоняют людей вокруг села, полей, по берегу реки. Они боятся огня, железа, пепла от бадняка, хлеба, соли и т.п.» (Н.И. Толстой). КАРАЧУН (корочун, керечун, крачун) — злой дух (белорус, корочун — «внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун — «смерть», «ги¬бель», «злой дух»). Карачун также название зим¬него солнцеворота и связанного с ним праздника — Рождества (в Закарпатье крачун — рожде-ственский пирог). Название Корочун сближается с именами Керт и Крак, которые обозначают сла¬вянского Ситиврата.
Hosted by uCoz