СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
На Руси его называют свети-цвет, народная сказка упоминает о жар-цвете. О папоротнике рассказывают, что цветовая почка его разрывается с треском и распускается золотым цвет¬ком или красным, кровавым пламенем; показыва¬ется этот цветок в то же время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками. На смель¬чака, который решится овладеть этим цветком, не¬чистая сила наводит непробудный сон или силится оковать его страхом. Но овладев им, «все узна¬ешь, что где есть или лежит, или делается, и как, куда и в коем месте; просто сказать — все будешь знать». «А сия трава самая наисиль¬нейшая над кладами — царь над цветами». СВЯТОВИТОВ КОНЬ — по известиям Гельмгольда и Саксона-грамматика, при арконском хра¬ме содержался в большой холе и почете белый конь, посвященный Святовиту, а возле истукана этого бога висели седло и удила. Ездить на Святовитовом коне было строго воспрещено, вырвать хоть один волосок из его хвоста или гривы при¬знавалось за великое нечестие, только жрец мог выводить и кормить его. Народ верил, что Святовит садился ночью на своего коня, выезжал против врагов славянского племени и поражал их полчища. СИВКА-БУРКА — персонаж русских сказок, относится к полуконям. В метафорическом смысле это именно полуконь-получеловек: понимает дела людей, богов и бесов, говорит человеческим язы¬ком, различает добро и зло, активен в утверждении добра. «Сивко бежит, только земля дро¬жит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — на¬пился, наелся, в другое вылез — оделся, молодей, такой стал, что и братьям не узнать!» (А.Н. Афанасьев. «Народные русские сказки»). СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА (или самоверт¬ка) — мгновенно расстилается, по желанию сво¬его владетеля, и наделяет его вкусными яствами и питьями; это метафора весеннего облака, прино¬сящего с собой небесный мед или вино, т.е. дождь, и дарующего земле плодородие, а людям хлеб на¬сущный. Она соответствует громовому жернову, который мелет людские счастье и богатство, и рогу изобилия, из которого древние богини рассыпали на смертных свои благодеяния. «Видит дурак, что время гостей потчевать, вынул ска¬терть и сказал: «Развернись!» Вдруг развер¬нулась скатерть, и на ней всяких закусок и напитков наставлено великое множество. Гос¬ти начали пить, гулять и веселиться. Как все удовольствовались, дурак сказал: «Свернись!» И скатерть свернулась» (А.Н. Афанасьев. «На-родные русские сказки»). СКОМОРОХИ И ГУСЛЯРЫ — в весьма раннее время образовался особенный класс музы¬кантов, певцов, поэтов, словом людей вещих, ко¬торые хранили в своей памяти эпические сказания старины, пели их под звуки гуслей и других инст¬рументов и играли главную роль в народных праз¬днествах. Название «скоморохи» остается пока необъясненным филологами. По свидетельству памятников, скоморохи являлись на игрища с музы¬кою, наряжались в маскарадные платья, пели, пля¬сали, кривлялись и творили разные «глумы». Важное значение гусляров и скоморохов у славян-язычников доказывается и участием их в религиоз-ных обрядах (на праздниках, свадьбах, поминках), и сильными нападками на них христианского духо¬венства — оно справедливо видело в них не одну простую забаву, но языческий обряд: «Дьявол соблазняет народ всяческими льстъми, превабляя ны от Бога трубами и скоморохы, гусльми и русальи. Видимъ бо игрища утолчена и людий множьство, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленаго дела, а цер¬кви стоять (пусты)». СМОРОДИНА — огненная река между свет¬лым и темным царством. Видимо, соответствует Москве-реке. СНЕГУРОЧКА (Снегурка, Снежевиночка) — названа так потому, что родилась из снега. В этом персонаже слышится отголосок предания о проис¬хождении облачных духов из тающих весною льдов и снега. Не было, говорит сказка, у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комо¬чек снега, положил его на печку — и явилась пре-красная девочка. Пошла она на Иванов день с молодежью через костер прыгать, но только под¬нялась над пламенем, как в ту же минуту потяну¬лась вверх легким паром и унеслась в поднебесье.
Hosted by uCoz