Словарь
Обычно, двоедушник днем ведет себя как и любой другой человек, а ночью он сразу же засы¬пает глубоким сном, так что разбудить его невоз¬можно. В это время он бродит вне своего тела в обличье пса, зайца, коня и т.п. Иногда после смер¬ти двоедушника его чистая душа идет на тот свет, а нечистая душа становится упырем. «...Если бро¬дящего Двоедушника кто-либо будет задержи¬вать, он может убить своей силой или силой ветра, от которого нет спасения. Двоедушника можно разбудить, перевернув его головой на ме¬сто ног. В том случае Двоедушник будет бо¬леть не менее двух недель» (Н.И. Толстой).
ДЕДКО — житный дух; по поверьям западных славян, всю зиму сидит заключенный в житнице и поедает сделанные запасы.
ДЕДЫ (диды, дзяды) — общеславянские духи предков. Дед — хранитель рода и, прежде всего, детей, конечно. Старший мужчина, представитель родового старейшинства, который усмиряет страс¬ти внутри клана, хранит основные принципы мора¬ли рода, строго следя за их исполнением. Белору¬сы и украинцы называли дедом домовое божество, охраняющее домашний очаг, печной огонь, как бы малый Перунов огонь, в отличие от большого — на небе. Дедом называли и лесное божество — хранителя Перунова клада. Деда молили об указа¬нии, открытии клада. В Белоруссии хранителя зо¬лотых кладов называют Дедка. Ходит он по доро¬гам в виде нищего с красными, огненными глазами и с такою же бородою и, встретив несчастного бедняка, наделяет его деньгами. В Херсонской губернии рассказывают, что клад нередко является в виде старика в изорванной и грязной нищенской одежде. На Украине рассказывают о старом, беловласом и сопливом деде, который бродит по све¬ту, и если утереть ему нос, то он тотчас же рассы¬лается серебром. У славян особый обряд почитания дедов совершался весной на радуницу — седьмой день Пасхи или осенью. Угощали дедов и на Рож-дество, под Новый год. Души умерших родствен¬ников приглашали в дом и жертвовали им пищу, выливая ее под стол или выставляя за окно. Пищу также относили на кладбище и клали на могилки. Деды изображались в виде «болванов» с лучиной. В Белоруссии во время обряда хозяин трижды обносил зажженную лучину вокруг стола, совер¬шая окуривание душ умерших.
ДОМОВОЙ-ДОМОЖИЛ (Доброжил, Добро¬хот, Кормилец, Дедушка, Суседка, Батан, Другая половина, Жировик, Лизун, Постень, Карноухий, Клецник, Шут, Облом, Садолом) — представитель очага, по первоначальному значению есть бог Агни, тождественный Перуну-громовержцу. Как воплощение огня, пылающего на домашнем очаге, домовой чтился как основатель и владыка рода. Это — малорослый старик, весь покрытый теп¬лою, косматою шерстью. По всему лесному северу России за свое охотливое совместное жительство с православным русским людом домовой зовется Суседком и Батаном. В семьях Олонецкого края величают его даже почетным именем Другая поло¬вина. Во всяком случае, он — Доможил, и за обы¬чай житья в тепле и холе — Жировик и Лизун. За то, что он все-таки существо незримое, бесспорная и подлинная «нежить» (ни дух, ни чело¬век), домового называют еще Постень, как при¬зрачное существо, привидение. Иногда зовут его и «карноухим» за то, что будто бы у него не хватает одного уха. В Белоруссии его называют также Клецником — хранителем домовых клетей и кла¬довых. Если домовой разгневан, то он принимает¬ся за те же проделки, как и чужой домовой. По¬этому его называют Шут, Облом и Садолом. На Руси в лице домового чествуется начальный осно¬ватель рода, первый устроитель семейного очага, и потому понятие о нем не дробится на множество однородных духов: в каждом доме есть только один домовой. Деятельность домового ограничивается владениями той семьи, с которой связан он свя¬щенными узами родства и культа; он заботится только о своем доме. На Руси домовой также яв¬ляется покровителем кур, и в честь его 1-го ноября совершается особенное празднество, известное под названием «куриных именин».
ДОМОВОЙ-ДВОРОВОЙ — получил свое имя по месту обычного жительства, а по характеру от¬ношений к домовладельцам он причислен к злым духам, и все рассказы о нем сводятся к мучениям тех домашних животных, которых он не взлюбит.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Вперед >>