СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
/Так во сне рыдает Гамаюн — /Что забытый туром бард могучий» (И.А. Клюев). «Словно семь богатых лун /На пути моем встает — /То мне птица Гамаюн /Надежду пода¬ет!» (В.С. Высоцкий. «Купола»). ГОРГОНИЯ — в славянских книжных легендах дева с волосами в виде змей, модификация антич¬ной Медузы-Горгоны. Лик Горгонии смертоносен. Волхв, которому удается обезглавить ее, получает чудесную силу. Другая трансформация образа Медузы-Горгоны в славянских апокрифах — зверь Горгонии, охраняющий рай от людей после грехо¬падения. Иконография головы Горгонии — харак¬терная черта популярных византийских и древне-русских амулетов — «змеевиков». ГРИФ-ПТИЦА — баснословная птица, с помо¬щью которой сказочные герои совершают свои воз¬душные полеты. В народных памятниках она явля¬ется в разных образах. В сказке «Норка-зверь» как птица, которая столь огромна, что подобно тучам, заволакивающим небо, затемняла собою солнечный свет. В другой сказке подымается буря от взмаха крыльев птицы-львицы или гриф-птицы, которая величиной будет с гору, а летит быстрее пули из ружья. Греки представляли грифа с голо¬вой и крыльями орлиными, с туловищем, ногами и когтями льва, — какое представление попало и в русскую сказку. Гриф-птица хватает мертвечи¬ну и вместе с нею переносит молодца через широ¬кое море. ГРИФОН — могучая птица-собака. ЖАР-ПТИЦА — воплощение бога грозы, в сла¬вянских сказках чудесная птица, которая приле¬тает из другого (тридесятого) царства. Это цар¬ство — сказочно богатые земли, о которых мечтали в давние времена, ибо окраска Жар-пти¬цы золотая, золотая клетка, клюв, перья. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, и по значению своему совершенно тождественными с живою во¬дою. Когда поет Жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплются перлы, т.е. вместе с торжествен¬ными звуками грома рассыпаются блестящие ис-кры молний. Иногда в сказках Жар-птица высту¬пает в роли похитительницы. «Вот полночною порой/ Свет разлился над горой./ Будто пол¬дни наступают:/ Жары-птицы налетают...» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»). ЗВЕРЬ-ИНДР (Индрик, Вындрик, Единорог) — мифический зверь, о котором стих в Голубиной книге рассказывает, как о властителе подземелья и подземных ключей, а также как о спасителе все¬ленной во время всемирной засухи, когда он ро¬гом выкопал ключи и пустил воду по рекам и озерам. Индрик угрожает своим поворотом вско¬лебать всю землю, он, двигаясь под землею, роет отдушины и пропущает ручьи и проточины, реки и кладязи студеные: «Куда зверь пройдет — туда ключ кипит». В некоторых вариантах стиха пре¬дание о звере-Индре связывается с священными горами: «Живет тот зверь в Сионских горах в Фаворе или Афон-горе, он пьет и ест во свя¬той горе (вариант: из синя моря), и детей вы¬водит во святой же горе; когда зверь поворо¬тится — все святые горы всколыхаются». Это свидетельство роднит зверя-Индру с Змеем Горынычем. Разрывая своим рогом-молнией облач¬ные горы и подземелья и заставляя дрожать зем¬лю, чудовищный зверь дает исток дождевым ключам и рекам. ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ (Горынчище) — горный демон, представитель туч, издревле уподоблявшихся горам и скалам. Харкая и выплевывая, он творит облачные горы и дождевые хляби, в которых по¬зднее, при затемнении смысла старинных метафор, признали обыкновенные земные возвышенности и болота. Мифический змей в народных сказаниях смешивается с сатаною. Подобно богу-громовнику, и сатана создает себе сподвижников, вызывая их сильными ударами в камень, т.е. высекая убий¬ственные молнии из камня-тучи. Низвергнутые божественною силою, эти грозовые бесы упадают с неба светлыми огоньками вместе с проливным дождем. Всесветное, безбрежное море, где встре¬чаются мифические соперники, есть беспредельное небо. В сказках он изображается драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пеще¬рой, где у него спрятаны сокровища, похищенная царевна, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство.
Hosted by uCoz