СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Природный колдун, по воззре-ниям народа, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колду¬ном, а девочка ведьмой. Существуют, хотя и очень редко, колдуны невольные. Дело в том, что всякий колдун перед смертью старается навязать кому-нибудь свою волшебную силу, иначе ему придется долго мучиться, да и Мать-Сыра Земля его не при¬мет. Поэтому знающие люди избегают брать у него из рук какую-нибудь вещь и вообще дотрагиваться до его руки. Для «невольного» колдуна возможно покаяние и спасение. Колдуны, большею частью, люди старые, с длинными седыми волосами и нечесанными бородами, с длинными неостриженны¬ми ногтями. В большинстве случаев, они люди без¬родные и всегда холостые, заручившиеся, однако, любовницами. По наружному виду они всегда вну¬шительны и строги; воздерживаются быть разговорчивыми, ни с кем не ведут дружбы и даже ходят всегда насупившись, не поднимая глаз и ус¬трашая тем взглядом исподлобья, который называ¬ется «волчьим взглядьем». Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестествен¬ные силы, в народе считается за грех, хотя за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев, за все их деяния, обяза-тельно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный. Тот¬час же, как зароют могилу колдуна, необходимо вбить в нее осиновый кол, с целью помешать по¬койнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей. Колдун вредит че-ловеку, скотине и переносит свою ненависть даже на растения. Вред, приносимый человеку, всего чаще выражается в форме болезней: грыжи, на¬рывы, запои, припадки. Повальные падежи скота относятся также к работе колдунов. Из растений всего более вредят хлебу. Как властелины вих¬рей, колдуны могут насылать на своих ненавист¬ников и соперников порчи по ветру, подымать их на воздух и кружить там со страшною быстро¬тою. Колдуны ездят на волках, а колдуньи — на кошках и козлах. На Руси рассказывают о поез¬дках колдунов на волках. На старой лубочной картине Баба-яга изображена едущей верхом на свинье. Колдуны могут оборачиваться волками обыкновенно по ночам. В Белоруссии о колдуне говорят: «У него мухи в носе». Нечистая сила охотно превращается в мух. Выражение про че¬ловека, что он «с мухой» означает, что тот чело¬век находится в опьянении. «...Отмахивался да плевал заплутавший в лесу колдун Фаладей, неподтыканньш старик с мухой в носу» (А.М. Ремизов «Сказки»). КОРОВЬЯ СМЕРТЬ (чума рогатого скота, Черная Немочь) — оборотень, который принима¬ет на себя образ черной коровы, гуляет вместе с деревенскими стадами и напускает на них порчу. Появляется также в виде кошки, чаще всего чер¬ной, или собаки, иногда в облике коровьего скеле¬та (поздний символ, возникший по образцу облика человеческой смерти). С Коровьей Смертью борются различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением коровы, кошки, собаки или иногда небольшого животного, или петуха (чаще всего путем закапывания живьем), зажиганием «живо¬го», т.е. добытого трением, огня, перегоном скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканьем «обыденного», т.е. вытканного в один день, хол¬ста. При опахивании иногда поют, призывая Ко¬ровью Смерть выйти из села, т.к. в селе ходит Велес, а с распространением христианства св. Власий (покровитель скота). Когда на Курщине и Орловщине попадалось навстречу какое-нибудь жи¬вотное (кошка или собака), то его тотчас убивали как воплощение Смерти, спешащее укрыться в виде оборотня. В Нижегородской губернии для отвра¬щения заразы крестьяне загоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали коров, при этом лишняя, не¬известно кому принадлежащая корова принимается за Коровью Смерть, ее взваливают на поленницу и сжигают живьем. КОШКАЛАЧЕНЬ — оборотень, который яв¬ляется в виде кошки. КУЗЕЛЬНИК — колдун, чародей. КУРДУШИ — изначально светлые духи (кУр душа), помощники волхвов, кудесников в южно-славянских землях.
Hosted by uCoz