СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
У хорутан и хорватов слово «Керт» употребляется в значении «огня», суще¬ствуют поговорка: «Не все пойдем к Керту, иные к черту». «В белой шубе, босой, потряхивая бе¬лыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень,— и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (А.М. Ремизов. «Сказки»). КЛАДОВИК (кладовый) — дух, который охра¬няет зарытые в землю сокровища и ценности. На севере его зовут «кладовым» и признают, что есть два сторожа: «лаюн», прозванный так за то, что обращается в собачку-лайку, при первом покуше¬нии на похищение клада; другой — «щекотун», оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи. КЛЕТНИК — так в Белоруссии называют хра¬нителя домовых клетей и кладовых. Это одно из прозвищ домового-дворового, в котором ясно ука¬зывается пространство, в пределах которого чтится власть домового и приносятся ему жертвы. Всем домовым-доможилам приданы в помощь домовые-дворовые. Их работа, в одних местах, не считается за самостоятельную, и все целиком приписывается одному «хозяину». В других же местах догадливо различают труды каждого домашнего духа в от-дельности. КОЛОВЕРТЫШ — помощник ведьмы. «На крыше сидела серая сова — чертова птица, а у курьей ноги, у дверей, пригорюнясь, сидел Коловертыш: трусик не трусик, кургузый и пес¬трый, с обвислым, пустым, вялым зобом... Это зоб, туда он все собирает, что ведьма доста¬нет: масло, сливки — и молоко, всю добычу. Наберет полон зоб и тащит за ведьмой, а дома все вынет из зоба, как из мешка, ведьма и ест: масло, сливки и молоко... — Из собаки сделала, мудрено меня сделала ведьма: ощени¬лась наша собака Шумка — Шумку волки съели! — взяла ведьма место — там, где ще¬нята у Шумки лежали, пошептала, перета¬щила в избу в задний угол под печку, а через семь дней я на белый свет и вышел. Я — Коловертыш, вроде собачьего сына...» (А.М. Ре¬мизов. «Сказки»). КОРГОРУШИ (коловерши) — в восточносла¬вянской мифологии помощники домового; видом похожи на кошек, чаще всего черной масти, отсюда такая нелюбовь и страх при виде черной кошки. Со¬гласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, пе¬реворачивают в доме все вверх дном. КРИКСЫ-ВАРАКСЫ — мифическое существо, олицетворение детского крика. Если ребенок кри¬чит, надо нести его в курник и, качая, приговари¬вать: «Криксы-вараксы! идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца такого-то». Крикса — плакса. Варакса — пустомеля. «Криксы-вараксы скакали из-за крутых гор, лезли к попу в огород, оттяпали хвост попову кобелю, зате¬сались в малинник, там подпилили собачий хвост, играли с хвостом» (А.М. Ремизов. «Сказки»). КУРЕНТ — бес. Однажды человек-исполин и Курент поспорили между собой, кому из них об¬ладать белым светом. Долго боролись они, изры¬ли ногами всю землю и сделали ее такою, какова она теперь: где прежде были широкие равнины, там появились высокие горы и глубокие пропас¬ти. Ни тот, ни другой не осилил противника. Тогда Курент взял виноградную лозу и стиснул так креп¬ко, что из нее ударило вино; этим вином он упоил человека в то самое время, когда тот сидел на высокой горе за божьим столом (здесь заложено иносказание, указующее на способ лишения силы белого человека через употребление алкоголя и курение). Вскоре воротил¬ся Бог и увидел человека, дремлющего за столом; разгневался Бог и сбросил его сильною рукою с горы вниз, отчего много лет лежал он разбитый и полумертвый. Когда человек оздоровел, сила его пропала: не мог он ни скакать через море, ни спускаться в глубь земли, ни восходить к небес-ному столу. Так завладел Курент светом и чело¬веком, и люди с той поры сделались слабы и малы (избавление человека от этих пороков вернет ему прежнюю силу и божественные способности). В некоторых областях это — лукавый и веселый бес, который игрой своей на гуслях и дудке исцеляет болезни и заставляет всех плясать без отдыха.
Hosted by uCoz