СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
С ее помощью можно ломать все замки, сокрушать все препоны и разрушать все преграды. Но так как она, подобно папоротнику, держит цвет не дольше того времени, которое полагается для прочтения символа веры и молитв Господней и Бо¬городичной, то имеется, следовательно, достаточное основание считать ее просто сказочным зельем. РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифологические горы, где находится сад Ирия. РЮРИК. СИНЕУС И ТРУВОР — в древне¬русских легендах генеалогические герои, первые русские князья. Согласно легенде о призвании ва¬рягов, приходившие «из-за моря» варяги собира¬ли дань с племен чуди, веси, словен и кривичей, чинили им насилие и были изгнаны ими. Из-за возникших усобиц эти племена решили поискать себе князя, который владел бы ими «по праву». Они отправились к варягам, звавшимися русь, и призвали их на княжение. На княжение избрались три брата: Рюрик, Синеус и Трувор «с родами своими» и, взяв с собой «всю русь» (весь народ), утвердились в городе — старший Рюрик в Новго¬роде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, он же стал основа¬телем династии Рюриковичей. РЯЖЕНЫЕ (Окрутники) — поселяне, облачен¬ные в звериные шкуры. В таких нарядах окрутники бегают по улицам шумными вереницами, пля¬шут и кривляются, распевают громкие песни и бьют в тазы, заслонки и бубны, — чем обозначался тот неистовый разгул, с каким являлись весною облач¬ные духи. САВА (Савва) — персонаж южнославянской мифологии (образ восходит к реальному истори¬ческому лицу, жившему в ХII-ХIII веках). Ему при¬писывается оживление мертвых, исцеление слепых, несгораемость собственного тела, способность превращать борзых в волков, людей в животных, ис¬сечение железом воды из камня. Сава создает кошку для борьбы с мышами. Сава отнимает солнце у дьявола, предводительствует тучами, несущими град. Связь Савы со скотом и тучами объясняет, в час¬тности, представление о тучах как о скоте Савы. Роль Савы как покровителя животных связывает его с общеславянским богом скота Велесом. САДКО — русский былинный герой, сохраняю¬щий мифологические черты. Его образ восходит к новгородскому купцу Сотко Сытиничу. Согласно новгородским былинам, гусляр Садко, игра кото¬рого полюбилась Морскому царю, бьется об заклад с новгородскими купцами о том, что выловит рыбу «золотые перья» в Ильмень-озере, с помо-щью Морского царя выигрывает заклад и стано¬вится «богатым гостем». Садко снаряжает тор¬говые корабли, но те останавливаются в море: гусляр должен спуститься, по жребию, на морское дно. Оказавшись в палатах Морского царя. Садко иг¬рает для него, тот пускается в пляс, отчего волну¬ется море, гибнут мореплаватели. Садко прекращает игру, обрывая струны гуслей. Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, и гусляр вы¬бирает, по совету Миколы, Чернаву. Садко засы¬пает после свадебного пира и просыпается на бере¬гу реки Чернава. Одновременно возвращаются его корабли, и Садко в благодарность возводит церк¬ви в Новгороде. (Последняя часть сюжета, наверное, дописана в христианский период, при котором не могло быть никаких богов, кроме «единого». Потому и морской повелитель выступает в роли царя.) САПОГИ-СКОРОХОДЫ (самоходы) — ска¬зочные сапоги, которые могут переносить своего владельца и через огонь, и через воду, и скорость которых так велика, что с каждым шагом он дела¬ет по семь миль. Это — поэтическая метафора бурно несущегося облака или умения перемещаться с большой скоростью, когда еще не все знания были уничтожены. САРАЧИНСКОЕ ПОЛЕ (сарацинское) — поле, отделяю¬щее Русь от стран Востока, за которыми располо-жен Океан, а за Океаном — сад Ирия, который посажен на Земле. В отличие от земного — небесный Ирий в Рипейских горах и мир Яви разде¬ляет небесная Ра-река. СВЕТИ-ЦВЕТ (огненный цвет папоротника, жар-цвет) — этот фантастический цветок — метафора молнии, что очевидно из придаваемых ему назва¬ний и соединяемых с ним поверий. У хорватов он прямо называется Перуновым цветом, у хорутан — солнечник, ибо, по их рассказам, он расцветает тогда, когда весеннее солнце победит черного вол¬ка (демона зимы).
Hosted by uCoz