СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Появляется он в со-провождении грозного шума: «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея — огонь. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к. нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пы¬шет, из ушей дым валит, медные когти на ла¬пах блестят» (русская былина). ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК (Вук Огнезмий) — в славянской мифологии герой. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в челове¬ческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шер¬стью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими живот¬ными, в т.ч. птицей; совершает подвиги, используя способности превращения (себя и своей дружины) в животных. ЗМИУЛАН — персонаж восточнославянской мифологии, одно из продолжений образа Огненно¬го Змея. В белорусских и русских сказках, царь Огонь и царица Молрнья сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в дупле старо¬го дерева (явная параллель с одним из основных мифов славянской мифологии, в котором против-ником Перуна является змей, обладатель стад, который прячется в дупле дерева). Имя Змиула¬на используется в народных заговорах-приворо¬тах. «...Королевна видит беду неминучую, вы¬сылает Зиланта Змеулановича. Загремел Зилант, выходя из железного гнезда, а висело оно на двенадцати дубах, на двенадцати цепях. Несется Зилант как стрела на орла...» («Сказка о богатыре Голе Воянском». Русская сказка в пересказе Б.Бронницина). КАГАН — вещая птица, приносящая счастье. В народных песнях весьма обыкновении обраще¬ния к ветрам, которые древний человек признавал существами божественными. Так как ветры оли¬цетворялись в образе птиц, то подобные обраще¬ния стали воссылаться и к ним. Изображения птицы Каган не сохранилось. По поверьям, ви-девший ее, должен об этом молчать, или счастья ему не видать. «...Надо было поддержать себя, доказать, что он действительно птица, и показать, какая именно птица. С невыразимым презрением скосил он глаза на своего противни¬ка, стараясь, для большей обиды, посмотреть на него как-то через плечо, сверху вниз, как будто он разглядывал его как букашку, и мед¬ленно и внятно произнес: «Каган!» То есть, что он птица каган» (Ф.М. Достоевский. «За¬писки из мертвого дома»). КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ — как существо демоническое змей в народных русских преданиях выступает под этим именем. Значение того и другого совершенно тождественно: Кощей игра¬ет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и сво-бодно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей. Слово «кошь» связано также со словом «кошт» (кость). Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния — окостеневают. Старинное русское «кощуны творить» означает совершать действия, приличные колдунам и дьяволу (кощенствовать). Как-то связаны с этим понятием «вязень» — «узень». Узник (связанный) — враг, попавший в плен. Именно в таком значении слово «кощей» употребляется в «Слове о полку Игореве» и во многих русских сказках. Преданиям о смерти, постигающей Ко¬щея, по-видимому, противоречит постоянно при¬даваемый ему эпитет «Бессмертного»; но именно это и свидетельствует за его стихийный харак¬тер. Растопленные весенними лучами солнца, разбитые стрелами Перуна тучи вновь собира¬ются из восходящих на небо паров, и поражен¬ный на смерть демон мрака как бы опять воз¬рождается и вызывает на битву своего победителя; также и демон зимних туманов, стужи и вьюг, погибающий при начале весны, снова оживает с окончанием летней половины года и овладевает миром. Вот почему Кощей причислялся к суще¬ствам бессмертным. ЛАМЬЯ (ламя) — баснословная змея, у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой; она темной тучей опускается на поля и сады, по¬жирает плоды земледельческого труда. Ассоции¬ровалась также с ночным кошмаром — Марой. Образ восходит к греческой Ламии, чудовищу, дочери Посейдона.
Hosted by uCoz