Словарь
Появляется он в со-провождении грозного шума: «дождь дождит», «гром гремит». Основное оружие Змея — огонь. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к. нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пы¬шет, из ушей дым валит, медные когти на ла¬пах блестят» (русская былина).
ЗМЕЙ ОГНЕННЫЙ ВОЛК (Вук Огнезмий) — в славянской мифологии герой. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в челове¬ческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шер¬стью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими живот¬ными, в т.ч. птицей; совершает подвиги, используя способности превращения (себя и своей дружины) в животных.
ЗМИУЛАН — персонаж восточнославянской мифологии, одно из продолжений образа Огненно¬го Змея. В белорусских и русских сказках, царь Огонь и царица Молрнья сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в дупле старо¬го дерева (явная параллель с одним из основных мифов славянской мифологии, в котором против-ником Перуна является змей, обладатель стад, который прячется в дупле дерева). Имя Змиула¬на используется в народных заговорах-приворо¬тах. «...Королевна видит беду неминучую, вы¬сылает Зиланта Змеулановича. Загремел Зилант, выходя из железного гнезда, а висело оно на двенадцати дубах, на двенадцати цепях. Несется Зилант как стрела на орла...» («Сказка о богатыре Голе Воянском». Русская сказка в пересказе Б.Бронницина).
КАГАН — вещая птица, приносящая счастье. В народных песнях весьма обыкновении обраще¬ния к ветрам, которые древний человек признавал существами божественными. Так как ветры оли¬цетворялись в образе птиц, то подобные обраще¬ния стали воссылаться и к ним. Изображения птицы Каган не сохранилось. По поверьям, ви-девший ее, должен об этом молчать, или счастья ему не видать. «...Надо было поддержать себя, доказать, что он действительно птица, и показать, какая именно птица. С невыразимым презрением скосил он глаза на своего противни¬ка, стараясь, для большей обиды, посмотреть на него как-то через плечо, сверху вниз, как будто он разглядывал его как букашку, и мед¬ленно и внятно произнес: «Каган!» То есть, что он птица каган» (Ф.М. Достоевский. «За¬писки из мертвого дома»).
КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ — как существо демоническое змей в народных русских преданиях выступает под этим именем. Значение того и другого совершенно тождественно: Кощей игра¬ет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и сво-бодно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей. Слово «кошь» связано также со словом «кошт» (кость). Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния — окостеневают. Старинное русское «кощуны творить» означает совершать действия, приличные колдунам и дьяволу (кощенствовать). Как-то связаны с этим понятием «вязень» — «узень». Узник (связанный) — враг, попавший в плен. Именно в таком значении слово «кощей» употребляется в «Слове о полку Игореве» и во многих русских сказках. Преданиям о смерти, постигающей Ко¬щея, по-видимому, противоречит постоянно при¬даваемый ему эпитет «Бессмертного»; но именно это и свидетельствует за его стихийный харак¬тер. Растопленные весенними лучами солнца, разбитые стрелами Перуна тучи вновь собира¬ются из восходящих на небо паров, и поражен¬ный на смерть демон мрака как бы опять воз¬рождается и вызывает на битву своего победителя; также и демон зимних туманов, стужи и вьюг, погибающий при начале весны, снова оживает с окончанием летней половины года и овладевает миром. Вот почему Кощей причислялся к суще¬ствам бессмертным.
ЛАМЬЯ (ламя) — баснословная змея, у южных славян чудовище с телом змеи и собачьей головой; она темной тучей опускается на поля и сады, по¬жирает плоды земледельческого труда. Ассоции¬ровалась также с ночным кошмаром — Марой. Образ восходит к греческой Ламии, чудовищу, дочери Посейдона.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Вперед >>