СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
По другим поверьям, у них есть подводные хрус¬тальные чертоги, блестящие внутри (подобно вол¬шебным дворцам драконов) серебром, золотом, драгоценными камнями, разноцветными раковина¬ми и кораллами. У чехов водяная панна — высо¬кая, красивая, но бледнолицая. Живет она под во¬дою во дворце из чистого серебра и золота. Характер водян сходен с русалками. «Вылезли на берег водяники, поснимали с себя тину, сели на колоды и поплыли» (А.М. Ремизов. «Сказки»). ВОЛОСЫНИ (Волосожар, Весожары, Висожарм, Стожары, Власожелищи, Власожелы, Бабы) — мифологизированный образ созвездия Плеяд. Волосыни — небесное созвездие — понимается как образ небесного стада, пасомого Солнцем или Месяцем. В Тульской губернии овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить «огнем негасимым белояровых овец», умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звезд на небе). Волосыни тол¬куются и как жены Волоса. Образ Волосынь свя¬зан, таким образом, с мифом о Громовержце и его противнике (Волосе). Сияние Волосыни предвещает удачу в охоте на медведя. Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасу-щегося в загробном мире, образ Волосынь, хотя и косвенно, связан с мотивом смерти. ДЕВЫ НЕГЛАСНЫЕ — вещие служительни¬цы при неугасимом огне Перуна. Они являются со священными атрибутами судебной власти: с доска¬ми правдодатными, на которых начертаны законы, и с мечем-карателем кривды, символом бога-громовника и его разящих молний; они собирают и голоса в народных собраниях; перед ними горит пламя, поведающее правду, и стоит вода очищения, которая смывает всякое неправедное подозре¬ние и очищает невинного от ложных обвинений. ДЕВА-КАН — прекрасная дева, которая явля¬ется по вечерам в села, приманивает детей лаком¬ствами, одевает их облаком и увлекает с собою. ДЕВА-СОЛНЦЕ — взирая на весеннее солнце, выступающее в грозовой обстановке, древние по¬эты рисовали это явление в двух различных карти¬нах: с одной стороны, они говорили о Деве-Солнце, которая в виде белого лебедя купалась в водах облачного моря; с другой — сами облака изобра¬жали лебедиными девами, а солнце их воинствен¬ным атрибутом — блестящим щитом. ДЕВЫ СУДЬБЫ (суденицы) — воспламеняют таинственный светоч, с которым связана нить жизни новорожденного, и наделяют его своими дарами, т.е. определяют его будущее счастье. Являясь во время родов, девы судьбы принимали ребенка и исполняли обязанности повивальных бабок. ДЗИВОЖЕНЫ (дикие жены, дивьи жены) — обитательницы лесов, родственные русалкам. По рассказам гуцулов, дикие жены живут в пещерах, на неприступных местах; ночью они собираются толпами, бегают по полям и лесам, хлопают в ла¬доши, и, завидя путника, бросаются на него и на¬чинают щекотать. Гуцулы представляют их высо-кими, худощавыми, с бледными лицами и длинными, растрепанными волосами; вместо пояса они обвязываются травою. Дзивожены боятся цветов, на¬зываемых колокольчиками, т.е. собственно обна¬руживают страх перед Перуновым цветом, распускание которого сопровождается всепотрясающим звоном грома. Они подменивают некреще-ных младенцев и вредят родильницам; чтобы про-тиводействовать их замыслам, под подушку родильницы кладут нож — символ разящей мол¬нии. Если ребенок явится на свет мертвым, в этом виноваты дивьи жены. КАМЕННЫЕ БАБЫ — облачные девы на юге России; во время бездождья поселяне идут к Ка¬менной Бабе, кладут ей на плечо ломоть хлеба или рассыпают перед нею хлебные зерна, затем кланя¬ются ей в ноги и просят: «Помилуй нас, бао-бабусенько! Будем кланяться еще ниже, только помози нам и сохрани от беды». «— Я баба не простая, я Каменная Баба, — провещалась Баба,— много веков стою я в вольной степи. А прежде у Бога не было солнца на небе, одна была тьма, и все мы в потемках жили. От камня свет добывали, жгли лучинку. Бог и выпустил из-за пазухи солнце. Дались тут все диву, смот¬рят, ума не приложат. А пуще мы, бабы! Повыносили мы решета, давай набирать свет в решета, чтобы внести в ямы.
Hosted by uCoz