СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Христианский монах-летописец Нестор называл их «крады и требища идоль-ские». Вероятно, существовало и божество, охранявшее жертвенный алтарь. Рыба под его нога¬ми означает подземное царство; чаша с плодами — обильную земную жизнь; колесо — солярный знак — символизирует вечное обновление жизни на зем¬ле, зиждящейся на прочной нерушимой основе (оси). Этот жертвенник четырехугольный, а возле храма Световида, по описанию очевидцев, было множе¬ство треугольных жертвенников, где одновременно каждый мог принести жертву Творцу — солнцу и небу; Матери-жизни, земле; предкам. КРИВ — в восточнославянской мифологии родо-начальник племени кривичей. Предполагается связь имени с обозначением кривого и левого; левое, кривое и т.п. характеризует земных персонажей, людей, в противоположность небесным богам. КРИВДА — олицетворение всех темных сил, противница Правды. КРОК — мифический герой, от которого чехи вели свой княжеский род. КУДЕЯР — полумифический разбойник, зарыв¬ший во многие места награбленные сокровища. Гово¬рят, что над камнями, прикрывающими эти сокро¬вища, не только вспыхивают огоньки, но два раза в неделю, в полночь, слышен бывает даже жалоб¬ный плач ребенка. Этот Кудеяр до некоторой сте¬пени предвосхищает славу самого Степана Разина. Прообраз этого разбойника родился от реального исторического лица боярского сына Кудеяра Тишенкова, который помог татарам взять Москву в 1571 году, а затем ушел с отрядом в места на границе современных Ростовской и Воронежской областей. КУКЕР — в южнославянской мифологии вопло¬щение плодородия. В весенних карнавальных об¬рядах Кукера изображал мужчина в особой одеж¬де (часто из козьей или овечьей шкуры) с зооморфной рогатой маской и деревянным фалло¬сом. Во время кукерских обрядов изображались грубые физиологические действия, обозначавшие брак Кукера с его женой, которая обычно предста¬валась затем беременной и симулировала роды; совершались ритуальная пахота и посев, также при¬званные обеспечить плодородие. Кукерское действо, кроме главного действующего лица, включало мно¬гочисленные персонажи, среди которых был царь и его помощники. КУРИЛКА — означает лучину, которая живет, пока горит, а погасая — умирает; «жил-был ку¬рилка, да-й помер!». ЛИЛЫ (олеле, олала) — ритуальные костры. Сербские «лилы» явно связаны с магией плодоро¬дия и со скотоводством — во время горения кос¬тра разбрасывали горящую бересту («лилу») и пели: «Лила, гори, жито, роди! /...Весело нам, лиле, горе /да нам краве добре веде!» ЛЮДИ ДИВИЯ — в древнерусских книжных легендах периода распространения христианства - монстры, обитатели далеких сказочных земель, прежде всего Индии (в русских сказаниях Индея – дальняя страна). Среди них упоми¬наются многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными (в частности, псоголовцы) или птичь¬ими головами и ногами, с крыльями, люди, живу¬щие в воде, и т.п. Эти сказания навеяны или искусственно созданы на основе борьбы христианства с язычеством и изображением многоголовых истуканов (высеченных или выстуканных из камня) у староверов. Рассказы о таких людях связа¬ны или с повестями о походах Александра Македонского, или со сказаниями о государстве индейского (далекого) царя и попа Иоанна («Сказание об Индийском царстве», XV век). Люди дивия яв¬лялись образом неверных, «нечистых» народов. Наиболее опасные народы были, по преданию, «заклепаны» Александром Македонским в ска¬лах, и им приписывалась важная роль в грядущих событиях накануне конца света, когда они выйдут на свободу. Наряду с образами, восходящими к переводным источникам, в русской книжной традиции известны оригинальные, относимые к си¬бирским народам. ЛЯХ (или Лех) — в западнославянской мифологии генеалогический герой, предок поляков (ляхов), брат Чеха и Руса, согласно польской хронике XIV века. Вероятно, имя образовано от слов «пустошь», «новь», «необработанная земля».
МСТИСЛАВ — Мстислав Владимирович, князь Тмутараканский и Черниговский, брат Ярослава Хромого, победитель касожского князя.
НЕВЕГЛАСИ — недовольно просвещенные хри-стианским учением люди.
Hosted by uCoz