СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
По¬этому скотий бог Велес был еще и бог богатства. Корень «воло» и «вло» стал составной частью слова «володеть» (владеть). С культом Велеса связано и понятие «волхвы», так как корень этого слова так¬же происходит от «волохатый», «волосатый». Вол¬хвы при исполнении ритуальных танцев, заклина¬ний, обрядов в древности одевались в шкуру (длаку) медведя или другого животного. «В договоре Оле¬га с греками упоминается еще о Волосе, которого именем и Перуновым клялися россияне в вер¬ности, имея к нему особенное уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства». (Н.М. Карамзин. «История государ¬ства Российского»).
ГРОМОВНИК — дед Перуна. Из-под облач¬ных бровей и ресниц мечет он молниеносные взо¬ры и посылает смерть и пожары. Иногда, вместо длинных ресниц и бровей, закрывающих глаза Громовника, служит ему повязка, т.е. облачный по¬кров. Как темное небо блистает бесчисленными очами-звездами, так из мрака ночеподобных туч сверкают многоочие молнии; и те, и другие равно погасают, как скоро на просветленном небе по¬явится торжествующее солнце. Громовник — ве¬щий кузнец, кующий судьбы человеческие; мас¬терская его устроена в горах, т.е. грозовых тучах. Он сковывает воедино два тонких волоса; эти во¬лосы — не что иное, как две нити, выпряденные парками для жениха и невесты. ДАБОГ — мифологизированный образ земного царя, противопоставляемый богу на небе. Имя его возводится к сочетанию глагола «давать» с именем «бог» как обозначением доли-богатства. Дабог — дающий, дарящий. Местом обитания этого бога считалась высокая гора, что подтверждает культ гор у древних славян. ДАЖЬБОГ (Дажбог, Дашуба) — солнце после летнего солнцестояния (дающий богатство в виде урожая), сын Сварога: «и после (после Сварога) царствова сынъ его именем Солнце, его-же наричють Дажьбогъ... Солнце-царь, сын Свароговъ, еже есть Дажъбогь, бе бо муж силен» (Ипатьевская летопись). Обо¬жание солнца славянами засвидетельствовано мно¬гими преданиями и памятниками. «Слово о полку Игореве» говорит о славянах, как о внуках солнца-Дажьбога. Как светило вечно-чистое, ослепи¬тельное в своем сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, ми¬лосердым; имя его сделалось синонимом счастья. Солнце — творец урожаев, податель пищи, и по¬тому покровитель всех бедных и сирых. Вместе с тем солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению — карателем не¬чистой силы мрака и холода, а потом и нравствен¬ного зла — неправды и нечестия. Поэтическое заклятие, обращенное Ярославною к солнцу, ды¬шит этой древнею верою в карающее могущество дневного светила: «Светлое и тресветлое Солн¬це! всем тепло и красно еси; чему, господине, простое, горячюю свою лучю на ладе вой, в поле безводне жаждою им лучи (луки) спряже, тугою им тули затче?» У словаков есть такое преда¬ние: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белому све¬ту, то нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество дня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца она разбегается, чувствуя свое бессилие. Каждый день повторяется борьба и каждый раз побеждает Сол¬нце. По общему германскому и славянскому поверью собирать лечебные травы, черпать целебную воду и произносить заклятия против чар и болез¬ней лучше всего на восходе ясного солнца, на ран¬ней утренней заре, ибо с первыми солнечными лу¬чами уничтожается влияние злых духов и рушится всякое колдовство; известно, что крик петуха, пред-возвещающий утро, так страшен нечистой силе, что она тотчас же исчезает, как только его заслышит. ДАНА — богиня воды. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. По древне-поэтическому представлению бог-громовник кипятит в грозовом пламени дождевую воду, купа¬ет в ее ливнях небо и землю, и тем самым дарует земле силу плодородия. Особые почести этой боги¬не воздавались во время Купальских праздников. ДЕД-ВСЕВЕД (Дедо-Господь) — солнце, бо¬жество весенних гроз.
Hosted by uCoz