СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
ЛЕСНЬ-ПТИЦА — мифическая птица, живет в лесу, там и гнездо вьет, а если уж начинает петь, так поет без просыпу. В заговоре от зубной боли «от зуб денной» говорится: «Леснь-птица умолкает, умолкни у раба твоего зубы ночные, полуночные, денные, полуденные...» Леснь-птица — птица лесная, как леснь-добыча — лесная добыча. «...Там в синем лесе... там на гиблом болоте в красном ивняке Леснь-птица гнездо вьет» (А.М. Ремизов. «Сказки»). МАГУР — птица Индры. Упоминается в Велесовой книге. МАТЕРЬ СВА — священная птица, покрови¬тельница Руси, совмещает образы многих фольк¬лорных птиц, прежде всего — птицы Гамаюн. МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ (самосек) — в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чу¬десное оружие, обеспечивающее победу над врага¬ми. В сказании о Вавилоне-граде меч-кладенец носит название «Аспид-змей» и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т.п., связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря). МОГОЛ — могучая птица. НОГ (ногуй, иног, натай, ногай) — древнерусское название грифона (в старинных рукописях словом «ног» переводится «гриф»). В средневековой книж¬ности с образом нога связан мотив полета героев по воздуху (Александр Македонский, пророк Аввакум). Подобно Соловью-разбойнику ног вьет гнездо на две¬надцати дубах. Птица Ногай тождественна Стратим или Страфиль-птице. Греки представляли грифа с головой и крыльями орлиными и с туловищем льва. «...Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагай-птице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину» (А.Н. Толстой. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). ОБИДА — лебедь, птица печали, обиды. ОГОНЬ (царь Огонь) — одно из имен персони-фицированного грома в русской и белорусской сказ¬ке. Огонь — муж царицы Молоньи; эта супру¬жеская пара преследует Змея и сжигает его стада в той же последовательности, что и в древнем ри¬туале сожжения разных видов домашних живот¬ных в качестве жертвы богу грозы. ОРЕЛ — птица Перуна. Громовержец может превращаться в Орла, может летать на Орле, по¬сылать его выполнять различные поручения. ПТИЦА СВЯТОВИТА — западные славяне чтили петуха как птицу Святовита; впоследствии, по созвучию имени Древнего бога с святым Витом, на этого последнего были перенесены языческие воспоминания. Как представитель дневного рассвета, огня и молний петух в мифических сказаниях изоб¬ражается блестящею красною птицей. Пылающий огонь доныне называется «красный петух». В Во¬ронежской губернии существовал такой обычай: если ребенок долго кричал по ночам, то мать клала его в подол и отправлялась в курятник лечить его от криксы; там купала она его под насестью, пригова¬ривая: «Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми свою криксу, отдай нам сон». На старинных ико¬нах св. Вита встречается изображение петуха, и до прошедшего столетия в день этого святого, соблю¬дался обычай носить петухов в церковь св. Фейта. ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО (Утиное гнездо) — созвез¬дие Плеяд; название, очевидно, возникшее из того, что в ярких звездах Плеяд усматривали золотые яйца, которые несет чудесная курица или утка. РАРОГ (рариг, рарашек) — огненный дух, свя¬занный с культом очага. Согласно поверьям юж¬ных славян, рарашек мог появляться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживал человек на печи. Рарога представляли в образе хищ¬ной птицы или дракона с искрящимся телом, пла-менеющими волосами и сиянием, вырывающимся из пасти (клюва), а также в виде огненного вихря. Возможно, он генетически связан с древнерусским Сварогом и русским Рахом (воплощение суховея). РИПЕЙСКИЕ ГОРЫ — мифологические горы, где находится сад Ирия. РЫБА — вариант змея-владетеля подземного царства. СИРИН — райская птица-дева. Образ восходит к древнегреческим сиренам. В греческой мифоло¬гии это — полуптицы-полуженщины, унаследовав¬шие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос.
Hosted by uCoz