СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
НЕСМЕЯНА-ЦАРЕВНА — персонаж сказ¬ки. Небо, затемненное тучами, называется «хму¬рым» («смотреть хмуро» — смотреть невесело, сердито), согласно с этим тускло светящее, зимнее солнце представляется в сказках Несмеяною-царевною. При восходе своем солнце озаряет небос¬клон розовым светом и, отражаясь в каплях утрен¬ней росы, как бы претворяет розовые краски в блестящие бриллианты и жемчуг, что на языке метафорическом перешло в сказание о красавице, которая улыбаясь — рассыпает розы, а проливая слезы — роняет самоцветные камни. «В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда они не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось» (А.Н. Афанасьев. «На¬родные русские сказки»). НЕТОПЫРЬ — летучая мышь, которая обыкновенно прячется днем и показывается уже после заката солнца. ОГНЕННАЯ СОРОЧКА — волшебная сороч¬ка, наделяющая того, кто ее носит, необычайною богатырскою силою. Приобретается она сказоч¬ным героем от змея или птиц, этих мифических представителей бурь и грозы, и только облекаясь в нее, он в состоянии бывает владеть мечем-кладенцом. сказание о ней восходит к древнейшим славянским обрядам очищения огнем. ОДНОГЛАЗКА — сказочный персонаж в рус¬ском фольклоре, противопоставляемый Двуглазке (которой не хватает обычно двух глаз для решения чудесной задачи) и Трехглазке (у которой третий глаз все видит, когда два других спят; архаический мотив преимущества числа три, известный в индо¬европейской мифологии). Одноглазка — один из вариантов мифологического образа Лиха, изобра-жаемого у восточных славян в виде одноглазой женщины, встреча с которой приводит к потере парных частей тела. ОДОЛЕНЬ-ТРАВА — названа так потому, что одолевает всякую нечистую силу; этим словом в некоторых местностях называют белую и желтую кувшинку. Кто найдет одолень-траву, тот «вельми себе талант обрящет на земли»; отвар ее помо¬гает от зубной боли и отравы (растительного яда), и сверх того признается за любовный напиток. «А во тьме белые томновали по лугу девки-пустоволоски да бабы-самокрутки, поливали одолень-траву» (А.М. Ре¬мизов. «Сказки»). ОКРУТНИКИ — люди, наряженные по свя¬точному, одетые в мохнатые шкуры или выворо¬ченные тулупы. ОЛЕГ — первый исторически достоверный ки¬евский князь. С 879 г. правил в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. С именем Олега связан удач¬ный поход в Византию 907 г. и выгодный дого¬вор с греками 911 г. Вскоре после подписания договора Олег умер по одной версии в Киеве, по другой — на Севере, по третьей, привлекавшей впоследствии внимание писателей, — за морем от укуса змеи. Повествование об Олеге помещено в «Повести временных лет». «Так вот где таи¬лась погибель моя! /Мне смертию кость угро¬жала!» /Из мертвой главы гробовая змея / Шипя между тем выползала; /Как черная лен¬та, вкруг ног обвилась, /И вскрикнул внезапно ужаленный князь» (А.С. Пушкин «Песнь о ве¬щем Олеге»). ОРЕЙ — мифологический прародитель русских; возможно, его имя происходит от «арий» — «землянин, па-харь». Отец Кия, Щека и Хорива. ПЕКЛО (преисподняя) — в славянской мифологии периода раннего христианства - ад, преис¬подняя (от глагола «печь», «пеку» и равно озна¬чает и «смолу», которая гонится через жжение смолистых деревьев, и «геенское пламя»). Христиане полагают пекло под землею, куда надо спус-каться через разинутую адскую пасть, подобную глубокому, извергающему страшное пламя колод¬цу. Простолюдины считали, что душа во время «обмиранья» (летаргии) странствует по пеклу и видит там адские муки. В народных сказках ге¬рои, отправляясь на тот свет, нисходят туда через глубокую яму. «Раз, за какую вину, ей-богу, уже и не знаю, только выгнали одного черта из пек¬ла». — «Как же, кум? — прервал Черевик. — как же могло это статься, чтобы черта выг¬нали из пекла?» — « ...Вот черту бедному так стало скучно, так скучно по пекле, что хоть до петли» (Н.В.
Hosted by uCoz