СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Не дерзают однако превращаться в корову, петуха, голубя и осла. В областных наречиях черт называ¬ется хитником, о нем рассказывают, что он ворует все, что кладут без благословения. Есть много рас¬сказов, в которых хранение золота приписывается чертям, потому Иисус назвал иудеев сыновьями дьявола за их непомерную любовь к золоту. В народных сказках черт нередко является искусным кузнецом, с чем гармонируют и его чер¬ный вид, и его пребывание в покрытых сажею и горящих адским пламенем пещерах\". ЧЕРТОВКИ — бесы женского пола, по харак¬теру совпадают с облачными, водяными и лесными женами и девами. ЧЕРТОВ КОНЬ — сом, на котором обыкно¬венно ездит водяник; в некоторых местностях рыбу эту не советуют употреблять в пищу. Пойманного сома не следует бранить, чтобы не услыхал водя¬ной и не вздумал отомстить за него. ШЕРСТНАТЫЙ — ночной демон. Можно пред-положить, что шерстнатым называют домового. В народе верят, что домовой весь оброс густой шер¬стью и мягким пушком; даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа — голое. Ладонью шерстнатый гладит по ночам сон¬ных, и те чувствуют, как шерстит его рука. Если он гладит мягкою и теплою рукою — это предве-щает счастье, а если холодною и щетинистою — быть худу. ШИШ — домовой, бес, нечистая сила, живущая обычно в овинах. Многим знакомо выражение: «Шиш – тебе!», соответствующее недоброму пожеланию. Играет Шиш свадьбы свои в то время, когда на проезжих дорогах вихри поднима¬ют пыль столбом. Это те самые Шиши, которые смущают православных. К Шишам посылают в гневе докучных и неприятных людей. Наконец, «хмельные шиши» бывают у людей, допившихся до белой горячки (до чертиков). Имя Шиша при¬стегивается также ко всякому переносчику вестей и наушнику в старинном смысле слова, когда «шиши» были лазутчиками и соглядатаями, и ког¬да «для шишиморства» (как писали в актах) дава¬лись, сверх окладов, поместья за услуги, оказан¬ные шпионством. «Шиш отроду голой, у его двор полой, скота не было, и запирать некого... Именья у Шиша — штей деревянный горшок, да с табаком свиной рожок. Были липовых два котла, да сгорели дотла» (Б.Шергин. «Шишовы напасти»). ШИШИГА (Шишиган) — домовой, злой дух и праздношатающийся человек, шатун, то же, что и Шиш. Умные хозяйки ставят у печки с вечера тарелочку с хлебом и ста¬кан молока — таким образом можно умилости¬вить шишиг. В некоторых местах под шишигами понимают маленьких беспокойных духов, которые норовят подвернуться под руку, когда человек де¬лает что-нибудь в спешке. «...Закроет тебя шишига хвостом, и ты пропадешь и, сколько ни ищи, не найдут тебя, да и сам себя не най¬дешь...» (А.М. Ремизов. «Неуемный бубен»). ШИШКО — нечистый дух. ШУЛИКУНЫ (шиликуны, шулюкуны, шликуны) — сезонные демоны, хулиганы. Шуликуны, связанные со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы (иногда на Игнатьев день) и уходят на¬зад под воду на Крещенье. Бегают по улицам, ча¬сто с горячими углями на железной сковородке или железным крюком в руках, которым они могут захватить людей («закрючить и сжечь»), либо ез¬дят на конях, на тройках, на ступах или «каленых» печах. Ростом они нередко с кулачок, иногда по¬больше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. Шуликуны на Святки толкутся на пере¬крестках дорог или около прорубей, встречаются и в лесу, дразнят пьяных, кружат их и толкают в грязь, не причиняя при этом большого вреда, но могут заманить в прорубь и утопить в реке. Кое-где шуликуны носили в клеть прялку с куделью и веретеном, чтобы те напряли шелку. Шуликуны способны утащить кудельку у ленивых прядиль¬щиц, подкараулить и унести все, что положено без благословения, забраться в дома и амбары и незаметно извести или своровать припасы. По воло¬годским представлениям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут они нередко в заброшенных и пустых сара¬ях, всегда артелями, но могут забраться и в избу (если хозяйка не оградится крестом из хлеба), и тогда их выгнать трудно.
Hosted by uCoz