Словарь
Оборотень обыкновенно показывается в сумерки и ночью; с диким воем и неудержимою быстротой мчится он, перекидываясь в кошку, собаку, сову, петуха или камень, бросается под ноги путнику и пере¬бегает ему дорогу; нередко он подкатывается клуб¬ком, снежною глыбою, копною сена, а в лесу встречают его страшным зверем или чудовищем. Оборотнями «скидываются на время» сами кол¬дуны или «оборачивают» некрещенных младен¬цев, девушек, лишивших себя жизни, или колду¬нов, «если колдун продал свою душу черту». Оборотни — существа временные, являющиеся таковыми на ту лишь пору, когда требуют раз¬личные обстоятельства (например, желание ото¬мстить и даже подшутить). Оборачиваясь вол¬ком, человек приобретает голос и хищнические наклонности этого зверя: удаляется в леса, напа¬дает на путников и домашний скот и томимый голодом дико воет, и даже пожирает падаль.
ОПОЙЦА — существо, которое впивается в живое тело и сосет из него кровь, как пиявка, аналог вампира.
ПОЛУНОЧНИКИ — колдуны, ведьмы, опойцы и вообще люди, предавшиеся злому духу, про¬клятые или отлученные от церкви, по смерти своей не гниют, потому что Мать-Сыра Земля не прини¬мает их; они выходят по ночам из гробов, бродят возле прежнего своего жилища и являются к род¬ным и соседям. Истории известны случаи «нетленных мощей» иных трупов в мавзолеях.
ПОРЧЕЛЬНИК (портежник) — колдун. Кол¬дун и ведьмы собирают ядовитые травы и коренья, готовят из них отравное снадобье и употребляют его на пагубу людей; в областных говорах «отра¬ва» обозначается словами: порча, портеж.
ТРАВНИЦА (кореньщица) — знахарка, колду¬нья.
ТРАВОВЕД — колдун, лекарь, целитель. Трава – ядовитое растение, из которого можно приготовить зелье или отраву. Лечебные растения всегда назывались «былье», отсюда выражение «быльем поросло».
УПЫРЬ (вурдалак) — мертвец, бывший при жизни своей злым колдуном, вовкулаком и вообще от¬верженным церковью, каковы: самоубийцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями. По мнению малороссов, упыри нарождаются от блудной связи вовкулака или черта с ведьмою. В глухую полночь, выходя из могил, где лежат они нетленными мощами (трупами), упыри принимают различные образы, летают по воздуху, ры¬щут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников, или проникают в избы и высасывают кровь из сонных людей, которые вслед затем непременно умирают; особенно любят они сосать кровь младенцев. Предрассветный крик пе¬туха заставляет упыря мгновенно исчезать или по¬вергает его окровавленного наземь — в совер¬шенном бесчувствии. Являясь ночью к бабе, упырь начинает допытываться, как приготовляются со¬рочки, с тем, чтобы по отобрании ответа высо¬сать из нее кровь. Умная баба должна как можно долее продлить свой рассказ, и потому сперва описывает: как сеют лен, как его собирают и вы¬мачивают, потом говорит о пряже, тканье, беле¬нии полотен и наконец — о шитье сорочки. Пока она успеет окончить все эти подробности, запоют петухи и упырь пропадет. Они появляются либо в своем обличье, либо с синими лицами, закутан¬ными в черный плащ. Упырь может превратиться в летучую мышь, перо, соломинку. Ребенка-упы¬ря можно узнать по двойным рядам зубов. Чтобы прекратить деятельность упыря, надо вбить осиновый кол в то место могилы, где находится грудь покойника. Упыри — враги берегинь. Лекарством от укушения упыря служит земля, взя¬тая из его могилы. «Упырь, — дело другое; он всегда зол\' он родится от черта и ведьмы, — или от ведьмы и вовкулака. Живет он злым человеком. Упыри не гниют в гробах, они по ночам выходят и, из спящих высасывая кровь, засасывают их до смерти» (Н.А. Маркович. «Обычаи, поверья, кухня и напитки малоросси-ян»). «Ваня стал, — шагнуть не может./ Боже! думает бедняк,/ Это, верно, кости гло¬жет/ Красногубый вурдалак» (А.С. Пушкин. «Вурдалак»).
ЧАРОВНИК (чародей) — тот, кто умеет совершать чары — суеверные, таинственные обря¬ды, какие совершаются, с одной стороны, для отклонения различных напастей, для изгнания нечистой силы, врачевания болезней, водворения се¬мейного счастья и довольства, а с другой - для того, чтобы наслать на своих врагов всевозмож-ные беды и предать их во власть злобных, мучи¬тельных демонов.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Вперед >>