СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Некоторое искажение его имени связывается с введением этого богатыря в пантеон богатырей переходного периода (от старой веры к христианству). ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Моравец, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович) — мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, свя¬занные с ним, складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как глав¬ный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество под¬вигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, на¬дежность, трезвость, мудрость, опытность, спра-ведливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уве¬ренной силы, нравственного опыта, житейской муд¬рости. Этот богатырь в русском предании заступа¬ет место бога-громовника Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец победил Святогора, этим сюжетом символизируется победа молодой религии христианства над Старой (Святой) верой, прежде сопоставимой с монолитом (горой). Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение богатств из-под власти «атонического» противника сбли¬жает этот образ со святым Ильёй как покровителем плодородия. КРОСНЯТА — карлики у кашубов; живут в подпольях избы, хлева или сарая. Кроснята подме¬нивают по ночам некрещеных младенцев, и потому, если есть в семье карло (малорослый), то обыкновенно думают, что кроснята похитили у родителей их настоящего ребенка, а взамен положили в люльку своего. ЛАЗАВИКИ (одноглазые старички) — карли¬ки, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Ког¬да они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки. ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ — великан; «стоит великолюд да сосновою колодою загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз». ЛЫБЕДЬ (Белая лебедь) — в восточнославянс¬кой мифологии сестра трех братьев — родоначаль¬ников племени полян: Кия, Щека и Хорива. Древ¬нерусское предание о происхождении полян (в «Повести временных лет») родственно мифологи¬ческому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырша Белая ле¬бедь, владелица живой воды и молодильных яб¬лок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального под влия-нием мифологического мотива превращения богатырши в птицу. ЛЮДВИКИ — карлики, обитающие в горных пропастях, питаются яствами, приготовленными из чистой меди, серебра и золота. Мифы ассоциируются с появлением в славянских землях малорослых алчных народов со стороны кавказских год (с Юга). ЛЮДКИ (пикулики) — у лужичан карлики на¬зываются людками, т.е. маленькими людьми; это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах. Людки — искусные музыкан¬ты, любят танцы и являются на сельские празд¬нества, чем веселят народ и зарабатываю себе на жизнь. У словаков их называют пикулики — мужички ростом с палец, но весьма сильные, по¬селяются на людских дворах — в какой-нибудь норе, приносят своему хозяину золото, деньги, хлеб и даруют его лошадям здоровье и сытость. МАРУХИ — беспокойные домовые карлики, занимающиеся пряжею. МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК (мизинчик, корочун, мужичок-с-кулачок, пальчик, Покатигорошек, мужичок-с-ноготок, сам-с-перст) — мифический об¬раз; нежное и прекрасное существо, по свидетель¬ству русской сказки он нарождается на свет от случайно отрубленного пальца его матери (т.е.
Hosted by uCoz