СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
Хорутане рассказывают, что едва народится мла¬денец, являются в избу три сестры, садятся за стол и в кратких изречениях определяют судьбу ново¬рожденного. Произнеся свои предсказания, они тихо удаляются. Если на ту пору светит сквозь окно месяц, то озаренные его лучами бывают видны их легкие, воздушные образы и радужные покровы. То, что присуждено ими, нельзя не изменить, не устранить никакими силами. «Посмотри, вон... Русь, ее повзыскала Судина, добралась до голов:там, отчаявшись, на разбой идут, там много граблено, там хочешь жить, как тебе любо, а сам лезешь в петлю» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). СУДИЦЫ — облачные девы, которые заведова¬ли судом, мечем-карателем неправды и святочудною водою, обличающей людскую кривду. СУДИЧКИ — вещие девы, три белые жены. В полночный час являются они под окно избы или в самую комнату, где лежит новорожденное дитя, и совещаются о его будущей судьбе; при их прибли¬жении все, что обитает в доме, погружается в глу¬бокий сон. Они держат в руках зажженные свечи и тушат их не прежде, как произнеся свой непре¬ложный приговор. В некоторых деревнях думают, что судички садятся ночью на кровле дома, возле дымовой трубы, и предсказывают судьбу младенца по звездам. УРИСНИЦЫ (орисницы, наржчницы) — ве¬щие девы. В первую ночь после родов приходят урисницы в дом разрешившейся от бремени матери и предвещают ее младенцу: сколько лет он прожи¬вет, какова будет его жизнь, с кем вступит он в брак, какими болезнями будет страдать и какою смертью умрет. Есть три урисницы добрые и три злые, те и другие никогда не бывают согласны и ведут между собою вечную борьбу. Из трех доб¬рых урисниц первая дает младенцу ум и знание грамоты, вторая наделяет его здоровьем, красотою и даром слова, а последняя руководит его в про¬должении всей жизни, учит ремеслам и доставляет случаи разбогатеть. Показываясь взрослому чело¬веку, они предостерегают его от угрожающего несчастья. Всех урисниц много, они всегда юны и прекрасны и живут на небе; они нисходят за ду¬шой умирающего человека в туманах и вихрях. Большею частью урисницы являются в дом невидимо, но иным удавалось и видеть, и слышать их. ФАРАОНКИ — в русском фольклоре название полурыб-полудев. Название связано с вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием легендарного цикла, сложившегося вок¬руг библейских мифов. Фараонки в русской деревянной резьбе, иногда сопровождаемые персона¬жами мужского пола — «фараонами», восприни¬мались как представители египетского воинства, пре¬следовавшего уходивших из Египта евреев и чу¬десно потопленного в водах Чермного моря. Согласно русской легенде, известной с XVI века, египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони — в полуконей-полурыб. ХОЛЕРА — существо, родственное с облачны¬ми девами. На Руси ее представляют старухою, с злобным, искаженным страданиями лицом. В Ма¬лороссии уверяют, что где она ни остановится пе¬реночевать — не останется там живых. В некото¬рых деревнях думают, что холера является из-за моря и что это три сестры, одетые в белые саваны. ЧУДИНКО (пуганко) — относится к роду ки¬кимор. По поверью, Чудинко в виде маленькой куклы, тряпичной или деревянной, с целью наведе¬ния порчи на дом могли подложить под нижнее бревно дома при его строительстве. Избавиться от него можно только одним способом — уничтожив эту куклу. Крестьяне в этом случае, устав от про-каз Чудинки, тыкали вилами в нижние бревна дома, приговаривая: «Вот тебе, вот тебе за то-то и вот это». ЧУМА-САМОДИВА (Моровая язва, юда-самовила, самодива. Куга, смертница, кума) — су¬щество, родственное с облачными девами, и по¬добно им, бывает доброй или злой. По рассказам болгар, она — вечно озлобленная, черная жена, посылающая на людей и животных огненные ядо¬витые стрелы. Чума может оборачиваться кош¬кою, лошадью, коровою, птицею и клубком пряжи; где она покажется — там начинают выть собаки, туда прилетает ворон или филин, и садясь на кровлю, криком своим предвещает беду.
Hosted by uCoz