Словарь
В од¬ном из сказании ее представляют огромной жен¬щиной в белой одежде (в саване), с растрепанны¬ми волосами. Своею костлявою рукою она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или ог¬ненным платком — и вслед за взмахом ее платка все кругом вымирает. У сербов у Куги — козьи ноги. Блуждая по вечерам, она останавливается под окнами и пускает внутрь жилья свой злочестивый дух, отчего и погибает все семейство.
ЮДЫ-САМОВИЛЫ (юды, самодивы) — жены с длинными косами, живут в глубоких озерах и водоворотах; выходя на берег, они любят расчесы¬вать волосы, а если завидят кого в воде, то опле¬тают и удавливают его своими косами. Самодивы признаются за падших светлых ангелов; низверг¬нутые с неба, они населили воды, а иные остались в воздухе. Самодивы поют и пляшут по лугам и оставляют на траве большие круги, состоящие из узкой, убитой их ногами дорожки. Если человек, заслыша их пение, осмелится приблизиться к их хороводу, они или убивают его, или навсегда ли¬шают языка и памяти.
Словарь славянских богатырей (включая эпоху христианства)
АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Але¬ша попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной сторо¬ны и находчивость, сметливость, хитроумие - с дру¬гой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, пося¬гает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только весе¬лы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богаты¬ри время от времени высказывают ему свое порица¬ние и осуждение. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, присущее поповскому поведению. Предположительно введен в состав богатырской троицы в 14-15 вв. Прообразом его был знаменитый воин времен битвы при Калке. Соединение в один богатырский коллектив со старшими богатырями символизировало единодушие при принятии христианства всеми слоями населения:
АНИКА-ВОИН — богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый, жестокий и самонадеянный, путешествует по бел свету и сражается всегда один. В сказке сражается с самой Смертью.
АСИЛКИ (осилки, велеты) — великаны-бога¬тыри. Жили в древние времена; по некоторым ми¬фам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Воз¬гордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены. Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы — вы-зов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем.
БАБА-ВЕЛИКАНКА (Лихо) — олицетворе¬ние Лиха (Недоли), жадно пожирающая людей. У нее только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо — деревья валит, горы крушит, реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест. Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воп¬лощение зла. Имя Лихо стало нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», несчастье». «Стал было уже засыпать кузнец, как. дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо одноглазое»).
БОГАТЫРЬ — существо божественное, и пото¬му наделенное необычайными силами и великанс¬кими размерами, приличными грозным стихиям природы. Этимология слова весьма спорна и имеет весьма противоречивое значение от «взявший у Бога» до «избивающий Богов славянских».
ВАЛИГОРА И ВЫРВИДУБ — прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов; были вскормлены зве¬рями: один — львицею, а другой — волчихою.
ВЕРНИ-ГОРА (Вертигор, Дубодер, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-бо¬гатырь, Медведко, Сила-царевич, Вода) — бога¬тыри-герои разной силы в славянской мифологии.
Словарь славянских богатырей (включая эпоху христианства)
АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Але¬ша попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной сторо¬ны и находчивость, сметливость, хитроумие - с дру¬гой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, пося¬гает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только весе¬лы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богаты¬ри время от времени высказывают ему свое порица¬ние и осуждение. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, присущее поповскому поведению. Предположительно введен в состав богатырской троицы в 14-15 вв. Прообразом его был знаменитый воин времен битвы при Калке. Соединение в один богатырский коллектив со старшими богатырями символизировало единодушие при принятии христианства всеми слоями населения:
АНИКА-ВОИН — богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый, жестокий и самонадеянный, путешествует по бел свету и сражается всегда один. В сказке сражается с самой Смертью.
АСИЛКИ (осилки, велеты) — великаны-бога¬тыри. Жили в древние времена; по некоторым ми¬фам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Воз¬гордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены. Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы — вы-зов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем.
БАБА-ВЕЛИКАНКА (Лихо) — олицетворе¬ние Лиха (Недоли), жадно пожирающая людей. У нее только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо — деревья валит, горы крушит, реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест. Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воп¬лощение зла. Имя Лихо стало нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», несчастье». «Стал было уже засыпать кузнец, как. дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо одноглазое»).
БОГАТЫРЬ — существо божественное, и пото¬му наделенное необычайными силами и великанс¬кими размерами, приличными грозным стихиям природы. Этимология слова весьма спорна и имеет весьма противоречивое значение от «взявший у Бога» до «избивающий Богов славянских».
ВАЛИГОРА И ВЫРВИДУБ — прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов; были вскормлены зве¬рями: один — львицею, а другой — волчихою.
ВЕРНИ-ГОРА (Вертигор, Дубодер, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-бо¬гатырь, Медведко, Сила-царевич, Вода) — бога¬тыри-герои разной силы в славянской мифологии.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
Вперед >>