СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Словарь
В од¬ном из сказании ее представляют огромной жен¬щиной в белой одежде (в саване), с растрепанны¬ми волосами. Своею костлявою рукою она веет на все четыре стороны красным (кровавым) или ог¬ненным платком — и вслед за взмахом ее платка все кругом вымирает. У сербов у Куги — козьи ноги. Блуждая по вечерам, она останавливается под окнами и пускает внутрь жилья свой злочестивый дух, отчего и погибает все семейство. ЮДЫ-САМОВИЛЫ (юды, самодивы) — жены с длинными косами, живут в глубоких озерах и водоворотах; выходя на берег, они любят расчесы¬вать волосы, а если завидят кого в воде, то опле¬тают и удавливают его своими косами. Самодивы признаются за падших светлых ангелов; низверг¬нутые с неба, они населили воды, а иные остались в воздухе. Самодивы поют и пляшут по лугам и оставляют на траве большие круги, состоящие из узкой, убитой их ногами дорожки. Если человек, заслыша их пение, осмелится приблизиться к их хороводу, они или убивают его, или навсегда ли¬шают языка и памяти.
Словарь славянских богатырей (включая эпоху христианства)
АЛЕША ПОПОВИЧ — мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Але¬ша попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной сторо¬ны и находчивость, сметливость, хитроумие - с дру¬гой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, пося¬гает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только весе¬лы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богаты¬ри время от времени высказывают ему свое порица¬ние и осуждение. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, присущее поповскому поведению. Предположительно введен в состав богатырской троицы в 14-15 вв. Прообразом его был знаменитый воин времен битвы при Калке. Соединение в один богатырский коллектив со старшими богатырями символизировало единодушие при принятии христианства всеми слоями населения:
АНИКА-ВОИН — богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый, жестокий и самонадеянный, путешествует по бел свету и сражается всегда один. В сказке сражается с самой Смертью.
АСИЛКИ (осилки, велеты) — великаны-бога¬тыри. Жили в древние времена; по некоторым ми¬фам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Воз¬гордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены. Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы — вы-зов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем.
БАБА-ВЕЛИКАНКА (Лихо) — олицетворе¬ние Лиха (Недоли), жадно пожирающая людей. У нее только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо — деревья валит, горы крушит, реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест. Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воп¬лощение зла. Имя Лихо стало нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», несчастье». «Стал было уже засыпать кузнец, как. дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо одноглазое»).
БОГАТЫРЬ — существо божественное, и пото¬му наделенное необычайными силами и великанс¬кими размерами, приличными грозным стихиям природы. Этимология слова весьма спорна и имеет весьма противоречивое значение от «взявший у Бога» до «избивающий Богов славянских».
ВАЛИГОРА И ВЫРВИДУБ — прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов; были вскормлены зве¬рями: один — львицею, а другой — волчихою.
ВЕРНИ-ГОРА (Вертигор, Дубодер, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-бо¬гатырь, Медведко, Сила-царевич, Вода) — бога¬тыри-герои разной силы в славянской мифологии.
Hosted by uCoz