СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Быт древних славян
Таким образом, каждое отдельное эго, каждый чело-век, проходит через те же превращения, через те же ступени понимания, что и Один; и осоз-нание и освобож¬дение каждого человека определяется его духов¬ным богатством, а не мерт-вой памятью, не мерт¬вой суммой познанного. Человек не теряет этого богатства даже в смерти, оно остается с ним, когда личность возвращается в мир людей в сле¬дующем вопло-щении*.
Каждый человек имеет свое собственное понимание духовного значения идеи, которая сто¬ит за этими терминами, — в соответствии с его «духовным богатством». Потому-то среди милли¬онов живущих в этом мире людей не найти и двух, чьи понятия о божественном были бы в точнос¬ти похожи — несмотря на все догматические уче¬ния и веры. Так же верно и то, что не найти двух людей, которые бы имели одинаковое умозритель¬ное понимание духовной сущности языка и его слов — и в деталях, и в совокупности.
И если можно так сказать о современном мире, то как это должно быть верно в отно-шении дале¬кого прошлого, когда словарный запас языка был еще так мал и неполон. Как верно это было в то время, когда пророки и мудрецы должны были рождать понятия для доступного и ясного выра¬жения своих идей, используя все еще крайне скуд¬ный язык. Они были вынуждены сопровождать свою речь движениями — позже получившими название «магических жестов» — таким образом
* Комментарий фон Листа: «Mы называем «духовным бо¬гатством» то, что возрожденная из смерти личность прино¬сит с собой в мир, ее природные способности, таланты, или «врожденный гений*; более живой и чуткий дух, быстрее и легче, чем другие, постигающий и понимающий все вокруг. Эта повышенная чуткость, живость восприятия и есть то «ду¬ховное богатство*, о котором я говорю».
придавая ей выразительность определенными сим¬волическими знаками, о которых говорили, как о „шепоте», и которые были названы рунами*.
* * *
О тайне рунического знания Одина говорит¬ся в эддической песни «Речи Высокого», где опи¬сывается его жертвенная смерть, напоминающая нам о таинстве Голгофы.
Первая часть песни сложена от лица самого Одина; далее скальд**, исполняющий песнь, го¬ворит уже от собственного лица. Но начинается песнь так***:
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
* Слово «руны» (нем. Runen, англ, runes) действительно содержит один корень с германскими словами, имеющи¬ми значение «шепот», «шептать» (сравн., напр., нем. raunen «шептать»). К этому же кусту древних основ вос¬ходит ветвь слов со значением «тайна>. Большинство за¬падных рунологов действительно считают, что термин «руны> происходит из этой группы германских корней, но существуют и другие точки зрения (см , напр.: А.Б Пла-тов. Памятники рунического искусства славян // Мифы и ма¬гия индоевропейцев, вып. 6, 1998.).
** Скальд — в древней Скандинавии — поэт, нередко обладающий магической силой. Гвидо фон Лист в своей книге использует этот термин для обозначения всех лю¬дей, принадлежащих к арманической касте, — т.е. всех магов и жрецов.
*** Фактически, «Речи Высокого» начинаются не этими словами, но фон Лист имеет в данном случае в виду соб¬ственно интересующий его фрагмент «Речей».

девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не кормил меня
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с дерева рухнул*.
После нескольких строф песнь дает описание восемнадцати рун с мистическим их тол-кованием.
Hosted by uCoz