СЛАВЯНЕ

Древние поселения славян

Быт древних славян
фон Л.) — является динамичным и циклическим. Или, ина¬че говоря, если любая фундаментальная пара (ди¬ада) может рассматриваться как нечто пассивное, то триада представляется, скорее, активным принципом.
Наиболее часто упоминаемая фон Листом триада — это триединство рождения, жизни (бы¬тия) и смерти как перехода к новому рождению (Entstehen-Sein-Vergehen zum neuen Entstehen — Г. фон Л.). Эта формулировка представляет точку зрения фон Листа на постоян-ное развитие и его обращение к идее цикличности, в которой каж¬дый новый цикл строится на предыдущем, так что циклы взаимосвязаны.
И сама языческая теология, построенная фон Листом, тоже была тройственной, триад-ной, причем такие фундаментальные триады богов, известные нам как подревней мифоло-гии, так и по более позднему фольклору, как Один-Вили-Ве, Один-Донар-Локи, Фрейа-Фригг-Хель, понимались и толковались фон Листом как единство трех бо¬жественных персо-нажей, олицетворяющих про¬цесс рождения-жизни-смерти. Несомненно, такой подход (спра-ведливый, по большей части) во многом связан с увлечением фон Листа традици¬онными индийскими учениями, в которых важ¬нейшую роль играет идея трех гун и выросшее из нее представление о Тримурти — фундамен¬тальной для индуизма триаде богов: Брама-Виш¬ну-Шива, обладающих функциями Создателя (рождение). Хранителя (бытие, жизнь) и Разруши-теля (смерть).
И, наконец, третий принцип — принцип мно¬жественности, единства-в-многообразии (vie-leinig-vielspaltige Vielheit — Г. фон Л.) — пре¬красно иллюстрируется, например, подхо-дом традиционного язычества к самой теологии. Мно¬жественность языческих богов и еди-ный бог по¬здних религий — две эти вещи привычно расце¬ниваются современным обывате-лем как взаимоисключающие. Напротив, сама Традиция равно принимает как то, так и дру-гое, не находя в этом противоречия; таким образом, сама идея классификации религий по признаку политеизм-монотеизм оказывается (по крайней мере, в от¬ношении настоящего язычества) абсурдной.
В конечном счете, все наиболее важные идеи, понятия и концепции фон Листа — как в мистико-магической, так и в социально-политичес¬кой областях — в той или иной степени вытекают из этих основных принципов, и прежде всего — из диады Дух-Материя, в которой ни одно из двух составляющих не «главенствует» над другим, и из динамического триадного коловращения Рожде¬ния, Бытия и Смерти.
Возможно, особенно ясно и полно это про¬является в той части учения фон Листа, кото-рая касается природы самого человека, его жиз¬ни и его судьбы. По фон Листу, человеческое Я (das Ich) имеет характер божественный и явля¬ется как бы «частью Бога»; поэтому каждое Я бессмертно и вечно. Принцип динамического триадного коловращения обуславливает за-кон смены рождения жизнью, а жизни — смертью, которая есть не что иное, как переход к новому рождению...
...С твердой верой фон Листа в реальность реинкарнационного процесса (процесса пе-рерож¬дений человеческого Я) связано одно из самых знаменитых его пророчеств, — а мно-гие авторы, пишущие о жизни Гвидо фон Листа, именуют его не только рунологом, мисти-ком, магом, но и про¬роком или провидцем.
Hosted by uCoz