Быт древних славян
Посему далее я буду называть их «священными» или «иероглифическими знаками». Можно отметить, что само слово «иероглиф» уже существовало в раннем арийском языке как «hiroglif» и имело уникальное значение уже тог-да, когда греческого языка еще и не существо¬вало*.
«Руны-буквы», которые из соображений крат¬кости я буду называть в дальнейшем про-сто «ру¬нами», остановились в своем развитии и сохрани¬ли не только простые линейные формы, но и однослоговые имена. «Священные знаки», напро¬тив, постоянно развивались, и в конечном итоге их древняя линейная форма приняла вид изысканного
* Свое мнение о значении «древнеарийского» слова hiroglif фон Лист приводит ниже, после описаний рун.
и сложного орнамента. Кроме того, они подвергались и множеству изменений по мере того, как понятия, которые они символизирова¬ли —да символизируют еще и в наши дни — раз-вивались и совершенствовались вместе с самим языком.
В эддическом «Перечислении рун Одином» восемнадцать рун используются в роли «письмен¬ных знаков», хотя и сохраняют отчасти значение «священных знаков» — в том же смысле, что и поздние «волшебные знаки». В данной книге пред¬лагается толкование этой магической песни, на основе которого может быть далее разгадана ос¬новная загадка рун.
Ни одна из песней Эдды не дает столь же ясного, как «Перечисление рун Одином», по-ни¬мания того аспекта арийской философии, ко¬торый связан со взаимоотношениями между телом и душой, между Богом и Всем.*, наконец, между Всем и человеком. Бесконечно эво-люци¬онирующая личность остается сама собой, ос¬тается неизменной, проходя через циклы рож¬дения, бытия и смерти для нового рождения. В этом смысле «Речи Высокого» — песнь, содер¬жащая «Перечисление рун Одином», — рисует его как некое таинство, как зеркальное отражение Всего и личности.
*Всё — специфический термин фон Листа, определяю¬щий Мироздание как противоположность Эго (подобно паре макрокосм — микрокосм).
Один* воплощается в человеческом тепе, что¬бы погибнуть; он «посвящает себя себе самому» и уходит, чтобы возродиться вновь**. И чем ближе он подходит к грани перехода к новому возрожде¬нию — т.е. к своей смерти, — тем яснее ощущает в себе знание того, что таинство жизни заключа¬ется в вечном круговороте «рождения» и «умира¬ния», в вечном воз-вращении — жизни, состоящей из постоянных рождений и смертей. Он полнос¬тью осознает это в момент заката жизни, когда по¬гружается в Ur* * *, из которого возродится вновь. В момент окончания жизни Один отдает в залог один свой глаз в обмен на высшее знание; од-нако, глаз этот остается его собственностью: Один вновь обретает его после возвращения из Ur, в момент возрождения, ибо этот глаз — фактически его
* Фон Лист употребляет в своей работе более южный, континентально-германский вариант имени этого бога — Вотан (нем. Wuotan). Однако в данном издании мы сохра¬няем более привычный русскоязычному читателю север¬ный вариант имени — Один.
* * Имеется в виду Жертвоприношение Одина, упоминае¬мое в Эдде. Согласно традиции, Один пронзает себя ко¬пьем на Древе Мира, чтобы получить знание рун.
«Руны-буквы», которые из соображений крат¬кости я буду называть в дальнейшем про-сто «ру¬нами», остановились в своем развитии и сохрани¬ли не только простые линейные формы, но и однослоговые имена. «Священные знаки», напро¬тив, постоянно развивались, и в конечном итоге их древняя линейная форма приняла вид изысканного
* Свое мнение о значении «древнеарийского» слова hiroglif фон Лист приводит ниже, после описаний рун.
и сложного орнамента. Кроме того, они подвергались и множеству изменений по мере того, как понятия, которые они символизирова¬ли —да символизируют еще и в наши дни — раз-вивались и совершенствовались вместе с самим языком.
В эддическом «Перечислении рун Одином» восемнадцать рун используются в роли «письмен¬ных знаков», хотя и сохраняют отчасти значение «священных знаков» — в том же смысле, что и поздние «волшебные знаки». В данной книге пред¬лагается толкование этой магической песни, на основе которого может быть далее разгадана ос¬новная загадка рун.
Ни одна из песней Эдды не дает столь же ясного, как «Перечисление рун Одином», по-ни¬мания того аспекта арийской философии, ко¬торый связан со взаимоотношениями между телом и душой, между Богом и Всем.*, наконец, между Всем и человеком. Бесконечно эво-люци¬онирующая личность остается сама собой, ос¬тается неизменной, проходя через циклы рож¬дения, бытия и смерти для нового рождения. В этом смысле «Речи Высокого» — песнь, содер¬жащая «Перечисление рун Одином», — рисует его как некое таинство, как зеркальное отражение Всего и личности.
*Всё — специфический термин фон Листа, определяю¬щий Мироздание как противоположность Эго (подобно паре макрокосм — микрокосм).
Один* воплощается в человеческом тепе, что¬бы погибнуть; он «посвящает себя себе самому» и уходит, чтобы возродиться вновь**. И чем ближе он подходит к грани перехода к новому возрожде¬нию — т.е. к своей смерти, — тем яснее ощущает в себе знание того, что таинство жизни заключа¬ется в вечном круговороте «рождения» и «умира¬ния», в вечном воз-вращении — жизни, состоящей из постоянных рождений и смертей. Он полнос¬тью осознает это в момент заката жизни, когда по¬гружается в Ur* * *, из которого возродится вновь. В момент окончания жизни Один отдает в залог один свой глаз в обмен на высшее знание; од-нако, глаз этот остается его собственностью: Один вновь обретает его после возвращения из Ur, в момент возрождения, ибо этот глаз — фактически его
* Фон Лист употребляет в своей работе более южный, континентально-германский вариант имени этого бога — Вотан (нем. Wuotan). Однако в данном издании мы сохра¬няем более привычный русскоязычному читателю север¬ный вариант имени — Один.
* * Имеется в виду Жертвоприношение Одина, упоминае¬мое в Эдде. Согласно традиции, Один пронзает себя ко¬пьем на Древе Мира, чтобы получить знание рун.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>