Быт древних славян
Более того, как отмечает, например, Николас Гудрик-Кларк в сво¬ей известной работе «Оккультные корни нациз¬ма», в своих реконструкциях мифологического прошлого Германии фон Лист нередко рассмат¬ривал католическую церковь в качестве основ¬ного противника.
* * *
В сущности, все основные аспекты мировоз¬зрения фон Листа так или иначе затронуты им в данной книге, и тем не менее мы коснемся здесь, в Предисловии, основных из них, что-бы, с одной стороны, познакомить читателя с той «почвой», на которой, во многом, «возрос» немецкий оккуль¬тизм XX века, а с другой стороны — чтобы облег¬чить восприятие текста самой книги — текста до¬статочно сложного.
Гвидо фон Листу удалось почувствовать, внутренне осмыслить и впервые в Европе сфор¬мулировать важнейший принцип построения всей древней языческой философии и ми-фоло¬гии — хотя он и говорил при этом только о древ¬них германцах, возможно, не осознавая до кон¬ца, что формулирует нечто большее, всеобщее. Речь идет о том, что в сакральной Тра-диции (по крайней мере, — в Традиции индоевропейской) парадокс, соединение альтерна-тивных истин, ис¬ключающих одна другую, не приводит в логичес¬кий тупик, но, напротив, является естественным и, более того, — необходимым. Так, например, то, что свободная Во-ля человека, по фон Листу, является одной из важнейших традиционных ценностей, отнюдь не противоречит его утверж¬дению о том, что «следовать воле богов — обя¬занность челове-ка».
Этот принцип «непротиворечивости проти¬воречивого» реализуется, по фон Листу, в одном из трех вариантов: диадном (двойственном), триадном (тройственном) и множествен-ном. Фон Лист полагал, что из этих трех основных принци¬пов могут быть получены все ос-тальные его идеи, концепции и мистические интерпретации.
Первый принцип — принцип диады (zwei-einig-zweispaltige Zweiheit — Г. фон Л.) — на¬глядно иллюстрируется листовским представле¬нием о соотношении Материи и Духа. Со-гласно его учению, Материя есть ни что иное, как затвердев¬ший или сконденсированный Дух, откуда следу¬ет, что нет существенной разницы между «духов¬ным началом» и «началом материальным» — разница лишь в условиях, в состоянии, в кото¬ром находится эта сущность. Таким образом фон Лист снимает, например, парадоксальный вопрос философии о первичности материи или сознания, объявляя их равнозначными и переходящими одно в другое.
Отсюда вытекает другая диада, компонен¬ты которой вне Традиции нередко восприни-ма¬ются как взаимоисключающие, — диада «духовное развитие-развитие земное». Или, в формули¬ровке фон Листа — духовное совершенствова¬ние и поддержание связи со своим народом. Сам он настаивает на необходимости «духовного» раз¬вития, но вместе с тем настаивает и на необхо¬димости материальных связей или основ — тела, рода (расы, племени), природы, и так далее — для того, чтобы поддержать эту духовность в реальности. И в конце концов фон Лист рассмат¬ривает обе категории как по существу «одно и то же».
Если первый, диадный, принцип выглядит как статичный, то второй принцип — принцип триады (dreieinig-dreispaltige Dreiheit — Г.
* * *
В сущности, все основные аспекты мировоз¬зрения фон Листа так или иначе затронуты им в данной книге, и тем не менее мы коснемся здесь, в Предисловии, основных из них, что-бы, с одной стороны, познакомить читателя с той «почвой», на которой, во многом, «возрос» немецкий оккуль¬тизм XX века, а с другой стороны — чтобы облег¬чить восприятие текста самой книги — текста до¬статочно сложного.
Гвидо фон Листу удалось почувствовать, внутренне осмыслить и впервые в Европе сфор¬мулировать важнейший принцип построения всей древней языческой философии и ми-фоло¬гии — хотя он и говорил при этом только о древ¬них германцах, возможно, не осознавая до кон¬ца, что формулирует нечто большее, всеобщее. Речь идет о том, что в сакральной Тра-диции (по крайней мере, — в Традиции индоевропейской) парадокс, соединение альтерна-тивных истин, ис¬ключающих одна другую, не приводит в логичес¬кий тупик, но, напротив, является естественным и, более того, — необходимым. Так, например, то, что свободная Во-ля человека, по фон Листу, является одной из важнейших традиционных ценностей, отнюдь не противоречит его утверж¬дению о том, что «следовать воле богов — обя¬занность челове-ка».
Этот принцип «непротиворечивости проти¬воречивого» реализуется, по фон Листу, в одном из трех вариантов: диадном (двойственном), триадном (тройственном) и множествен-ном. Фон Лист полагал, что из этих трех основных принци¬пов могут быть получены все ос-тальные его идеи, концепции и мистические интерпретации.
Первый принцип — принцип диады (zwei-einig-zweispaltige Zweiheit — Г. фон Л.) — на¬глядно иллюстрируется листовским представле¬нием о соотношении Материи и Духа. Со-гласно его учению, Материя есть ни что иное, как затвердев¬ший или сконденсированный Дух, откуда следу¬ет, что нет существенной разницы между «духов¬ным началом» и «началом материальным» — разница лишь в условиях, в состоянии, в кото¬ром находится эта сущность. Таким образом фон Лист снимает, например, парадоксальный вопрос философии о первичности материи или сознания, объявляя их равнозначными и переходящими одно в другое.
Отсюда вытекает другая диада, компонен¬ты которой вне Традиции нередко восприни-ма¬ются как взаимоисключающие, — диада «духовное развитие-развитие земное». Или, в формули¬ровке фон Листа — духовное совершенствова¬ние и поддержание связи со своим народом. Сам он настаивает на необходимости «духовного» раз¬вития, но вместе с тем настаивает и на необхо¬димости материальных связей или основ — тела, рода (расы, племени), природы, и так далее — для того, чтобы поддержать эту духовность в реальности. И в конце концов фон Лист рассмат¬ривает обе категории как по существу «одно и то же».
Если первый, диадный, принцип выглядит как статичный, то второй принцип — принцип триады (dreieinig-dreispaltige Dreiheit — Г.
<< Назад 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
Вперед >>